Непал. Катманду. Мои путешествия. 29 ноября 2002
Самолёт австрийской авиакомпании приземлился в аэропорту Непала. Несложные
перемещения и я сошёл на непальскую землю. Было 23.00 по местному времени.
Аэропорт в Катманду небольшой, но достаточно чистый и очень гостеприимный.
Непальцы сразу же показали мне, где я могу купить въездную визу. После этого.
Минуя очередь из туристов и иные процедуры, я вышел в город. Много таксистов на
очень маленьких машинах, преимущественно индийского производства с названием
"ТАТА".
Правостороннее движение и абсолютно незнакомая страна - вот что предстало передо
мною. Таксисты сразу же, видя нового человека, начали один за другим спрашивать
у меня на ломаном английском, куда мне надо. Я сказал, что в Тамель в отель,
выбрав одного таксиста на маленьком красном бусике, сказал ему свою цену: 150
рупий. Он согласился, и после этого началось мое путешествие в глубь этой
интересной, но мало отличающейся от Киргизии страны. Только люди, наверное,
иные: более добрые и ясные.
Мы ехали по маленьким улочкам Катманду, и что мне бросилось в глаза - много
патрулей, вооружённых солдат и кордонов со знаком "Стоп".
Таксист подвёз меня к воротам и просигналил. Ворота открылись, и мы въехали
во двор. Я насторожился, но зря: всё далее было очень спокойно и равномерно. Мы
подождали менеджера гостиницы, отель назывался "Пимирит", номер стоил 23$ в
сутки. Деваться было некуда, и я, скрипя сердцем, согласился. Портье провёл меня
в мой номер 501 и сказал (вообще непальцы отличаются особым вниманием к
туристам, понимая, что туристы - их хлеб и жизнь ), что завтрак будет утром в
8.00, и всё, что он предложит сегодня - это непальский чай. Я ответил:
"Спасибо," - поблагодарил за помощь. Затем закрыл за ним дверь и осмотрелся.
Комната была небольшая, но уютная, окна выходили на террасу, как я понимаю, на
ней находилось кафе.
Я внимательно изучил комнату: шкаф из простого дерева, широкая двуспальная
кровать, душевая, туалет, всё компактно, аккуратно, телевизор, телефон, окна на
все стороны света. Всё очень просто, чисто, изображение индуистского божества
придавало этой комнате некий оттенок иной страны, культуры и традиций. Кровать
головой на восток, зеркало напротив двери, две двери: одна наружу, одна на
террасу. На следующее утро, наскоро позавтракав, я увидел счет 23$ за 10 часов в
отеле. Это не принесло мне удовлетворения, и я поспешил удалиться из этого
отеля.
В поисках Колесникова я отправился к Гаятри. Она - непальская бизнес вумен -
держит агенство KAMAZ and tour travels. Узнав, что я от Андрея и знаю
Колесникова, она помогла мне устроиться в отель "Blue Diamond" за 5$ в сутки с
завтраком, дала провожатого парня. Он довёл меня от её компании до отеля "Blue
Diamond". Вероятно, это были их общие друзья, меня приняли неплохо и разместили
на 3 этаже в угловом номере. В номере были те же условия, душ был хуже, а
комната меньше, но зато на моём этаже был выход на террасу, и была возможность
утром заниматься. Таким было утро моего первого дня в Непале.
Затем был день. Он начался с интересных встреч.
На непальской земле
Я всех ближе к тебе -
Сердце мира Тибет.
В глубине твоих гор
Не встречают преград,
И, подобно горной реке,
устремляются в сердце твоё, все чувства и мысли мои.
Я навеки забыл
Реки боли, обид
Не текут в моём сердце их нет.
И стремлюсь я к тебе
С обновлённой душой в
Сердце Мира - суровый Тибет.
Средь суеты городской Катманду - город-рой: улочки, словно ручьи, и так много
различных людей, всюду снуют, но повсюду царят равновесие, любовь и покой.
Что в тебе я найду,
я сказать не могу: и не знаю,
что здесь я ищу.
Но одно знаю я,
Пребывая в тебе, нахожу я лишь только себя.
6.12.2002. Две интересные встречи.
Прошлую ночь я спал очень плохо. В номере было довольно холодно (впрочем и
остальные дни были не лучше из-за того, что комната была угловой, ещё и 3 этаж).
Вдобавок ко всему отравился какой-то пищей. Может съел много мяса в полнолуние,
точно не знаю. Я много думал, что же мне делать, ведь эти 8 дней в Непале не
прошли для меня даром. Я посмотрел три монастыря, увидел действующий КОПАН,
общался и нашёл связь с Ламой KHEDUP и представителями разных религий, сословий,
наций, возрастов. Всё проходило передо мною как в калейдоскопе. Эти 8 дней в
Непале были настолько насыщенными, что, наверное, я прожил 8 лет: столько
информации я почерпнул из этого путешествия. Сделал много фотографий, много лиц,
улицы, монастыри, монахи.
Первоначальная цель - монастырь в Лхасе и старый монастырь Школы в глубоком
Тибете, наверное в провинции, не была достигнута. Поэтому я стал размышлять, я
не могу достичь первоначально поставленной цели, почему:
1. Не готов;
2. Не достаточно средств;
3. Слишком велики препятствия
А препятствия действительно были велики. Простое посещение Лхасы только на
"Ландкрузере" (другая машина туда не пройдёт, и только с водителем шерпом)
стоило 550-770$ (до 1000$ и выше), туда входили специальное разрешение на
посещение Лхасы только на 10 дней и только в составе группы минимум 5 человек.
Китайская виза на 10 дней, услуги шерпов и Trekking company, их тут море.
Посетить глубокий Тибет ещё более невозможно: для этого путешествия требуется
минимум 5000$: вертолёт, проводники, запасы еды и воды, 1 час - 1000$;
проводники (вертолёт не везде сможет забраться, очень высокие горы и
труднодоступные, много китайских солдат повсюду). На пути ни одной деревни,
только горы, горы кругом.
Поэтому я принял решение открыть Школу Здоровья, чтобы сделать базу
и найти монастырь. Как я уже говорил в ночь с 5 на 6 декабря я
плохо спал. Накануне, за два дня до этого, я познакомился с тибетцем Лобсангом
Lundup и его другом из Amdo. Лобсанг работал в авиакомпании и имел свой ресторан
Shnee-de, что означает свободный как птица или "свободная птица". Вообще тибетцы
очень внимательный, очень осторожный и лёгкий народ. За годы жизни в изгнании в
других странах чувство братства и дружбы между ними очень велико и нерушимо. Эти
люди, они многое пережили несмотря на достаточно молодой, до 30 лет, возраст.
Они все достаточно умные люди, чтобы не быть бедными, бедных тибетцев я не
встречал. Они все чтят Далай Ламу. Отец Лобсанга практически второе лицо в
государстве (правительстве в изгнании). Но сын живёт своими доходами и очень
скромно. Лундуп, его брат, учит маленьких детей !
в монастырях и на границе Тибета и Индии тибетскому, санскриту и непальским
языкам, тибетской традиции, очень быстрый и разговорчивый - ранне развитый
человек. Таковы мои новые друзья-тибетцы.
Я принял решение возвращаться, средств было мало. По собранной мною
информации, открытие Школы было ещё более трудным, связанным с открытием новых
VIZA, каждя последующая в два раза выше и т.д. Проснувшись, я провёл утренний
туалет и омовение, послал лучшие пожелания всем живым существам, так делают
буддисты. Заплатив за отель, вышел и нашёл такси, имя его было KRISHNA,
интересное имя таксиста, который вёз меня в КОПАН (Буддийский монастырь) было
Govinda. Он довёз меня до аэропорта короткой дорогой. Я зашёл в аэропорт, было
очень много солдат, может по 5-6 человек возле каждой рамки. Они проверяли
багаж, я начал спрашивать, где я могу узнать об отлёте самолёта на Вену, как
вдруг увидел человека в одежде Ламы в годах. Это был Лама Guatso. Я подошёл к
нему и спросил, может ли он уделить минуту своего времени. Он взглянул в глаза и
ответил: "Да". Я помог ему и его другу, они улетали в Америку, донести багаж до
контроля. Мы начали беседовать с ним. Я сказал ему, что моя це!
ль - монастырь в Тибете, учёба и просветление. Он согласился, что попасть в
Тибет, Лхасу, практически невозможно, а уже жить в монастыре это проблема для
монастыря (политическая ситуация). Но он может и хочет мне помочь, он написал
мне как найти Ламу Thilkup Rinpoche, сказал мне, что это очень старый и мудрый
Лама, а монастырь называется Shee-Sheen за Boudha Stupa. Я должен подойти к нему
и сказать о своём желании жить и учиться в монастыре. Написал название монастыря
и подписался Lama Guatso.
Я тут же поклонился, поблагодарил его и пожелал лёгкого полёта в Америку,
попросил оставить его координаты, если это возможно, он написал мне все данные и
сказал, что будет рад видеть меня в Америке. Я ответил, что если буду там, то
обязательно приду к нему и поклонюсь от всего сердца. Когда я проводил его на
эскалаторе на второй этаж, я вышел и сказал таксисту Krishna, что мне надо
ехать в монастырь Shee-Sheen. Он ответил. Что не знает, где это. Тогда я назвал
Boudha Stupa, и он отвёз меня туда, я заплатил ему от всего сердца 400 рупий и
вошёл в ворота святого места. Далее я шёл, и со мной поравнялся монах. Почему-то
он посмотрел на меня и я тотчас спросил, где я могу увидеть святого Ламу. Он
ответил, что проводит меня до ворот монастыря. Он 6 лет практикует учение Budda.
Я сказал ему, что это хорошо для сердца, и он улыбнулся. Монастырь был
действующий, был час молитвы, но ещё не наступил. Много молящихся сидело и
ожидало, когда Ламы начнут петь молитвы, почти все мол!
ящиеся были тибетцы. Моё проводник указал на мелькнувшую впереди спину и
сказал: "Теперь он вас проводит". Я догнал удалявшегося монаха и сказал ему кого
я хочу видеть. Он тут же указал на ещё одного монаха, тот неохотно, после
строгих слов старшего, согласился показать мне, где располагается Ринпоче. Мы
подошли к ступеням монастыря, видимо служебных помещений для принятий пищи и
зала для принятия страждущих.
По всему периметру монастыря молитвенные барабаны и человек, обходя
монастырь, толкает их правой рукой по ходу, творя молитвы непрерывно. Было много
паломников из Тибета. Я узнал их по одежде, свойственной только тибетцам,
тёплой, шерстяной и хорошей обуви. Когда, сняв обувь, я начал подниматься по
ступеням вместе с рюкзаком, подошёл к дверям, путь мне преградил молодой монах
до 25-30 лет и строго спросил, зачем мне нужен Ринпоче, что он очень занятой
человек, сейчас невозможно его видеть и т.д. и т.п. Я был благодарен ему. Мне
нужен был для тонуса лёгкий бой. Я легко, но твёрдым голосом ответил ему от кого
я пришёл и что я ищу, взглянул ему прямо в глаза, но без агрессии, просто
твёрдо. Он молча проводил меня на второй этаж уже дружелюбно и по-братски
показал зал ожидания. Перед этим он зашёл, видимо, в комнату для приёма пищи,
где сидели старшие монахи, обедали и что-то спросил у одного из них. Тот вышел,
посмотрел на меня и, увидев мои глаза, сказал: "Пройдите в зал о!
жидания, Ринпоче обедает". Я ответил. Что готов ждать. Зал ожидания был
большой, просторный и светлый, по стенам висели тапки, изображения Будды и Тары.
В центре зала в стене был алтарь ступа, изображение Амиды Будды, чортен,
головной убор святого, два молитвенных барабана, постоянно вращающихся под
действием тепла из, горевших внизу чашах, свечей. Алтарь находился выше
паркетного пола, был за стеклом, за ограждением с перилами из отполированного
дерева и ступени 5 или 7 вели к нему. Девять чаш с горящими свечами стояло внизу
чортена за стеклом. Я прошёл в дальний от двери по диагонали угол зала, снял
рюкзак, было очень жарко, и я снял, аккуратно сложил куртку, свитер и остался
только в Школьной форме с символом тигра и дракона на сердце. Почти всё время я
ходил в ней по Катманду. Потом, закончив укладку и расстановку всего по местам,
а перед этим я три дня ничего не ел и пил только один стакан чая в день,
осмотрелся. Вокруг святых мест и святых людей всегда много страждущи!
х, но по сердцу мне был покой, царящий в зале. Никто никуда не спешил.
Было много разных людей: женщины, мужчины, пожилые и молодые пары, с детьми и
т.д. В основном тибетцы. Я сел в позу лотоса, чтобы спокойно сконцентрировать
мысли. В этот момент маленький мальчик, спокойно сидевший у родителей на руках и
ползавший возле них, вдруг быстро пополз к алтарю. Я подумал, он ищет дорогу, и
тут его отец подбежал и схватил его на руки. Я сконцентрировался и мысленно
попросил его не делать этого, ведь ребёнок - часть этого святого места. Позже
сказал его родителям об этом, они согласились. Я сидел и размышлял на полу,
рядом со мной стояли пустые кресла. В один из моментов моё тело, мои руки
невольно приняли позу Будды, земля свидетель моего просветления. Я, сам того не
зная, коснулся пальцами левой затем право руки земли, а другая открылась ладонью
вверх, во мне проснулась улыбка, она же и была на моём лице. Взрослый монах,
тоже ожидавший Ринпоче, неожиданно сел возле меня. Он сидел выше меня, но
постоянно обращался ко мне, откуда я, кто я, какое насе!
ление в моей стране, где она, буддист ли я. Рядом сел отец мальчика, который
ползал к алтарю и его молодая мама. Вдруг в зал зашла молодая тибетская пара с
маленькой девочкой в детском рюкзачке. Они присели на диван и стали ждать
Ринпоче. Девочка сидела на руках мамы, а мальчик ползал посредине зала. Женское
и мужское - это символ дракона и тигра в тибетской мифологии. Девочка сползла с
рук мамы на пол и поползла к мальчику. Это было святое мгновенье: перед этим
мальчишка, 1-2 ода, катался, перекатывался, пытался перевернуться со спины на
живот, и внимание всех было отдано только ему. Но появилась девочка Мальчик
стоял в центре зала на четвереньках, а она также подползла к нему. Когда они
приблизились, началось изучение друг друга. Он поднял правую руку, пробуя
коснуться её личика, она стояла спокойно, в ожидании, что будет дальше. Он издал
звук, непонятный нам, но что-то означавший для него. Потом сел, и она села. Они
почти одновременно коснулись глаз друг друга кончиками!
указательных пальцев. Всё, что происходит с детьми, так естественно.
Они некоторое время изучали друг друга, дотрагиваясь до шей и глаз друг друга.
Потом мальчик подполз ближе, сел и замахнулся на девочку. Девочка, тибетская
девочка, сидела спокойно и дружелюбно смотрела на него. Затем, развернувшись,
поползла обратно к маме. Мальчишка пополз к её рюкзачку и начал трогать его. Тут
в зал зашёл взрослый монах и сказал, что Ринпоче готов принять всех, кто его
ждёт. Все взяли шарфы белые из шёлка и постепенно, один за другим, творя поклоны
до земли, вошли в раздвинувшиеся стены, стеклянные двери в орнаментах. Я
пропустил всех вперёд, мне некуда было спешить, зашёл и сделал три поклона до
земли. Первыми вошли пары с детьми, затем пожилые люди, неся дары на подносах и
подношения: фрукты и т.д.