Очередная встреча с учителем, произошла в канун праздника дня школы "Дракон - Тигр". Это событие обычно отмечается в середине мая. В дом учителя съезжаются ученики со всего бывшего Советского Союза. Радостные встречи с друзьями наполняют дом. Предстояло обсудить план праздника. В запасе было несколько дней. Хозяин дома многозначительно улыбался и вдруг предложил организовать выезд на рыбалку. Эта идея всем понравилась. Стали готовить снасти и все необходимое для этого мероприятия. Выехали еще за светло. Через несколько часов путешествия по дорогам Киргизстана на рассвете подъехали к Чуйскому водохранилищу. Погода благоприятствовала. Вышли из машины, и каждый стал присматривать удобное место для рыбалки. Учитель взял две свои любимые удочки, нанизал наживку и стал спускаться к воде. Войдя в воду по, колено, неожиданно развернулся ко мне и несколько со смущенным взглядом сказал: « Я забыл снять туфли». А за неделю до этого он купил дорогие кожаные итальянские туфли. Не долго думая, учитель продолжил свой путь к месту рыбалки. Я расположился недалеко, от учителя в надежде перенять хоть какой-нибудь местный опыт. Сначала все как-то не «клеилось», то глубину не так выставлю, то наживка срывается , то крючок зацепится за непонятно откуда-то, взявшуюся корягу. Понемногу, стал осваиваться с этой рыбацкой «техникой». Учитель же все делал ладно, четко. Каждые 10-20 минут ему удавалось вытащить огромного карася. К обеду его садок был уже полон. Мои же трофеи были значительно скромнее. Я, явно проигрывал в этом негласном спортивном соревновании. Солнце нещадно пекло. Удовлетворив свою рыбацкую страсть, учитель решил отдохнуть. Тем более что все «конкуренты» значительно отстали и им нечем было особенно гордиться. Передав мне свою удочку, которую он привез из Японии, учитель вышел на берег. Я, вернулся на свое уже «прикормленное» место, забросил японскую удочку и стал ждать. Через некоторое время поплавок сначала лег, а затем начал медленно уходить в сторону и вдруг нырнул. Подсекаю, удочка сгибается пополам и, что-то невероятно сильное начинает сопротивляться на другом конце лески. Вот она, заветная мечта каждого рыбака поймать большую, сильную рыбу. Борьба шла с переменным успехом, то мне удавалось подтащить рыбу ближе к берегу, то она отчаянно уходила в глубину. Упорство рыбы было завидным. Выбрав, подходящий момент, когда голова рыбы показалась над поверхностью воды и она «хапанула» воздуха, сразу как бы «опьянев», положил ее на бок, и скользящим движением выбросил на берег. Очутившись в непривычной среде, огромный сазан стал прыгать по траве. Да, удача была на моей стороне. Больших усилий и ловкости потребовалось, чтобы поймать рыбу руками и посадить в садок. Учитель, наблюдавший за этой «схваткой», был доволен успехом своего ученика и тут же, рассказал историю, как он, будучи подростком, вместе с дедом выволок на берег необыкновенного жюлуна (сома). Когда они с дедом подъезжали на лошади к дому, хвост рыбины-чудовища без мала, касался земли. Когда взвесили мое «золотисто-серебрянное чудо», то вес его оказался около пяти килограмм. Разложили огонь, стали варить уху, и рыбацкие байки потекли одна за другой.
Выбрав, подходящий момент и чтобы сменить тему я спросил: «Учитель, вот Вы объездили почти весь свет. Были в Японии, где Вам вручали черный пояс по каратэ и присвоили 5-й дан, в Гонконге встречались со знаменитым Джеки Чаном, который, узнав, что ВЫ последователь традиций по школе «Дракон-Тигр» произнес свое знаменитое «ши лун ху ма ши», что в переводе означает «смелость над смелостью; воля над волею; сильный дух станет еще сильнее и благороднее»; подчеркнув тем самым Ваше братство в гунфу, в Пекине снимались в историческом фильме «Восстание пяти драконов» про мастеров гунфу, вместе с выдающимся актером и чемпионом Китая по ушу Ван Чуном. Посетили сердце мусульманской веры, город Мекку. Даже самое высокое правительство Китая оказало Вам честь в аудиенции. Везде и всюду Вы представляли северо-тибетскую традицию гунфу школы «Дракон-Тигр». Были ли попытки, найти истоки нашей школы?
-В период горбачевской перестройки, которая охватила всю территорию бывшего Советского Союза - начал свой рассказ учитель, - был создан «Международный центр восточных единоборств» в городе Фрунзе (Бишкек). Совместно с авиакомпанией «Манас» и турбюро «Звезда Востока», мы организовали чартерные рейсы самолетом ТУ-154 в Индию. Бизнес, как сейчас говорят, был успешным. В одной из поездок, мы посетили северные штаты Индии. Путешествуя по религиозным храмам, нашим гидом был монах-буддист, который таким образом зарабатывал деньги для своей общины. Этот монах рассказал, что на вершинах гор в северной Индии живет группа монахов, которые снискали репутацию людей, способных совершать выдающиеся физические подвиги. Они способны выживать при очень низкой температуре, которая оказалась бы смертельно для многих людей. Пережив Культурную революцию в Китае, эти монахи пришли из Тибета. Жили они замкнуто и очень мало путешественников, попадало к ним. Но всех привлекала та сверхъестественная сила, которой обладают эти монахи. Выяснив место, откуда, пришли монахи, в северную Индию, у меня, возникла надежда и, появилось, огромное желание встретиться с ними. На следующий день мы договорились с нашим гидом-монахом о встречи с Ринпоче ламой, который знает их не понаслышке и, имеет, сними общение. Встретившись с Ренпоче ламой, я рассказал о цели своего визита к горным монахам, а также, что мой практический опыт медитации имеет некоторую схожесть с их духовной практикой. Ренпоче лама выслушал меня внимательно, осмотрел с ног до головы и сказал, что готов сопровождать меня, в горы, если я сменю свой европейский костюм на экиперовку пригодную для путешествия по скалистым тропам. Наш поход длился три дня. Что удивительно, я не испытывал особой усталости. Во время привалов, Ренпоче лама расспрашивал меня о тех изменениях, которые происходили в Киргизии и во всем бывшем Советском Союзе. Интересовался моей семьей, детьми, нашими обычаями. Казалось, его интересовало все. Преодолев очередной перевал, нашему взору открылся горный хребет, на южном склоне, которого разместилось селение, состоящее из нескольких десятков каменных домов. На самой вершине хребта, на маленькой ровной площадке теснился небольшой храм. Поднявшись к храму, монахи в традиционной темно-красной одежде проводили нас к Бонпо-ламе.
Настоятель храма, также был одет в темно-красную одежду. Выглядел он как обыкновенный тибетец. Заговорил он на чисто китайском языке, что значительно облегчило мне общение. Мой рассказ о вынужденной эмиграции дунганского народа на территорию Советского Союза, вызвал у него сочувствие и понимание. Когда он узнал об истоках моего ученичества, то искренне растрогался, так как сам был вынужден эмигрировать вместе с общиной из Тибета. Мы обнялись, как два родственника, которые знали о существовании друг друга, но никогда не виделись. Бонпо-лама любезно пригласил меня осмотреть храм.
-Широко известно, что эти монахи практикуют разные типы медитации. Одна из них Тумо, которая позволяет им настолько повышать температуру тела, что они могут высушить мокрую ткань. В помещении, где очень холодно они окунают ткань в ледяную воду, а потом заворачиваются в нее и начинают медитировать, от ткани идет пар, так как тепло тела воздействует на жидкость.
-А как они это делают? – этот вопрос уже висел в воздухе.
-Чтобы сделать это, монахи садятся в медитационную позу со скрещенными ногами, выпрямляют спину и начинают читать мантры, для того чтобы с помощью звукового ряда установить ритм дыхания. Это, есть звуковой цигун. Затем, представляют себе огонь якобы, находящийся внутри них в животе, в области Дань-тянь. С помощью дыхательной практики этот огонь поднимается вверх по всем каналам через энергетические центры и наполняет тело. И, наконец, возникает ощущение огня через лоб. Но, чтобы научиться это делать, надо очень много и упорно тренироваться. В конечном итоге это схоже на настоящий огонь и тело становится горячим. Это потрясающе. Это означает, что монахи могут контролировать температурный баланс своего тела. Это необычная, духовная практика и если неправильно с ней обращаться, то можно заболеть.
-Но, эти тайны они предпочитают хранить в секрете, - это так?
-Какие тайны, дорогие ученики. Самая большая тайна это – невежество человека. Например, вот Вы все с высшим образованием. Один – архитектор, другой – авиационный инженер, третий – биолог, четвертый – физик, пятый – медик, Вы все вместе смогли бы представлять Академию наук. Ни один ученый муж не утруждает себя духовной практикой, так как считает, что с помощью стройного ряда формул сможет объяснить все законы природы, но применить их лично к себе он не в состоянии. Монах, познавший сущность медитации и открывший природу своего внутреннего мира, поверьте, не нуждается в эти самых формулах, так как его внутренний и внешний мир это его личный опыт, приобретенный годами упорных тренировок. Поднявшись, над обычным уровнем восприятия и развив свои сенсорные способности органов чувств, духовный человек стремиться к гармонии с внешним миром и основной задачей для него является практическое ощущение жизни, испытание собственных знаний в общении с другими людьми и подтверждение выводов, сделанных на основе наблюдений. Поэтому ученый и монах не могут понять друг друга, хотя обе стороны стремятся к истине, к Божественному. Отбросьте свою лень, вооружитесь знаниями, приобретите опыт на примере Тумо, чтобы понять феномен тибетских монахов в первую очередь необходимо изучить и исследовать механизмы медитации. Когда мы жили с учителем лао Чжаном в горах Тянь-Шаня, эту практику называли «огонь испаряющий лед».
-Вы, нам никогда не рассказывали о ней.
-Разве никогда? Многие из Вас прошли три, пять, а кто и более элементов системы Фын. Одна из составляющих ее, это синхронизация дыхания по трем шарам с движениями рук и задержкой дыхания на разных уровнях. Разве тридцать шесть и более ударов руками на одном дыхании не разогревало Ваше тело до пота? Занимаясь в различных климатических условиях, полуголые, стоя босяком на земле, в течение нескольких лет, каждую ночь, Вы не испытывали холод? Вы боролись с ним!
-Ух! Помним двадцати градусные морозы, да еще с ветром. Но, при этом мы интенсивно работали руками, а, как известно активные мышцы согревают организм. А в Тумо только покой и какая-то медитация. Правда, учитель, в разговорах между собой мы выяснили, что многие из нас получили небывалый оздоровительный эффект от занятий Фын. Один вылечил болезнь щитовидной железы, другой болезнь почек, третий гастрит, четвертый улучшил зрение и все это подтверждено медицинскими обследованиями. Повысилось общее энергетическое состояние, особая чувствительность стала проявляться в ладонях и подошвах стоп. Тело как налитое.
-Согласно традиции по школе «Дракон-Тигр», медитация невозможна без очищения тела, для открытия всех меридианов и ци. Без ци не может быть духа. Существует три вида медитации: сидя, стоя, и в движении. Вы уже познакомились с медитацией в движении, когда изучали Тай чи. Во время медитации в движении внешнее находится в движении, а внутреннее неподвижно. При, медитации стоя, внешнее, неподвижно, а внутреннее движется. Медитация, стоя представлена комплексом статических поз, сочетающихся с определенным движением рук. Это комплекс «Восход-Заход Солнца», система Фын, Чи. Несмотря на то, что положение тела есть важным элементом медитации, основной ее силой остается разум. Медитация стоя предназначается для выработки необычайной точности концентрации дыхания. Медитация высвобождает огромные силы внутри организма и значительно усиливает обращение крови и ци, поэтому приступать к занятиям нужно, осознанно, лишь после долгих лет соответствующей подготовки и при условии отменного здоровья. Что Вы и пытались достигнуть, занимаясь Фын, и другими энергетическими упражнениями.
-Но, если Мы заговорили о практике «огонь, испаряющий лед», то следует начинать ее с освоения нижнего типа дыхания. Затем переходить к обратному дыханию, которое называется «огненное дыхание». Завершает этот цикл, верхнее дыхание. Все три типа составляют, полное дыхание, по трем шарам.
-Учитель, параллельно с системой Фын, Мы проходили первый и второй Чи. Особенно разогревающий эффект был, когда поднимали движением головы груз зажатый в зубах. Вес менялся от двухсот грамм до семнадцати килограмм. Большое неудобство причиняли именно сидячие позы типа «коровы».
-Да, это так, но опыт, который Вы приобрели, бесценен.
-Сядьте, скрестив ноги, - сказал учитель
Все расселись на траве, сложив ноги в точности, согласно объяснениям, особым образом сложили руки и идеально выпрямили осанку.
-Теперь, постарайтесь отвлечься от повседневной суеты, расслабьтесь. Через некоторое время, ощутите неподвижную, устойчивую структуру. Начните с глубокого выдоха. Затем вдыхайте нижний шар, переходите к обратному дыханию и наполняйте средний шар, Ощутив равномерное внутри чревное давление во всех направлениях, подключайте верхний шар. Подтяните переднюю стенку брюшной полости вверх под ребра. Вдохните еще порцию воздуха, поднимите дыхательную диафрагму вверх, но чтобы сердце не испытывало черезмерного давления, поднимите ключицы вверх и вдохните еще порцию воздуха. Задержите дыхание, не злоупотребляйте волевым усилием. Выдох начинайте очень медленно, спокойно, без рывков. Повторите еще несколько таких циклов. Если чувствуете кислородный голод, восстановите обычное дыхание. Эту процедуру можно синхронизовать с подъемом головы на вдох и опусканием на выдох.
Медитация происходила по своим собственным законам. Центры тела находились на прямой линии, и каждый из них обладал собственным цветом и энергетическим потенциалом. Энергия поднималась и опускалась по заднему и переднему срединным меридианам, наполняя их. Линии движения соединялись с точками. Вся энергетическая система ожила, наполняясь огненным теплом от высочайшего напряжения. Энергия поэтапно поднималась, так как три обогревателя, опоясывающие туловище снизу вверх, как бы объединились в один общий. Печень, легкие (Дракон и Тигр) и остальные внутренние органы, являются печью для туловища. Приближенные дыхательным циклом друг к другу и соединенные волевым усилием, объединили три печи в одну. Тело наполнялось уверенностью и жаром, который поднимался все выше, и, на конец достигал головы. Оно воспринималось как свечение, как огонь. Но, чтобы, как говорят мастера «не сварить собственные мозги» от избытка тепла, лишнюю энергию, нужно, опускать, обратно, к, истоку в Дан тянь. Этот поток энергии и создает Золотой Зародыш. Выполнив массаж головы и передней стенки туловища, первый опыт в Тумо был завершен.
В заключении, учитель рассказал о функциях срединного переднего и заднего меридианов, а также об их внешнем и внутреннем расположении.
-Да, как прекрасно познавать свой внутренний мир вдали от цивилизации на природе.
Быстро собрав снасти и добычу, уже в сумерках вернулись в дом к учителю.
Рано проснувшись, все гости, и домочадцы принялись хлопотать по дому. Рубали дрова, носили воду, разводили огонь, чистили овощи, принимали самое активное участие в подготовке к празднику дня школы. Свободную площадку перед домом украсили электрической гирляндой, цветами, получилась – эстрада.
Вечером звучали национальные песни дунган в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Чунтян», что в переводе означает «Весна». Ансамбль был создан, Есеном Исмаиловым и слава о нем долетела, до «Поднебесной страны». Но как звучали?! Задорно, весело, с красивыми прямо изящными телодвижениями исполнителей, с выразительными интонациями оркестра. Это искусство живет в народе, пережившем такие трагедии! Какое свежее восприятие жизни, какие оптимистические песни!
Ученики школы демонстрировали свое искусство гунфу. Стили: тигр, дракон обезьяна, змея, птица и даже пьяный кулак менялись один за другим. Демонстрация комплексов с различными видами оружия в сочетании с головокружительной акробатикой, приводила всех в восторг. Аплодисменты не смолкали, они были заслуженными. Кульминацией праздника стало, разбивание предметов. Кирпичи ломались как спички. У бутылок наполненных водой не две трети с треском отваливались донышки, при резком ударе сверху по горлышку.
-Володя, - подозвал меня к себе учитель.
-Я, хочу проверить качество твоей работы во втором элементе Чи.
Да, учитель часто любит испытывать нас неожиданно. Что он придумал в этот раз. Шепнул старшему сыну Сулейману, что-то на ухо. Тот ушел. Через минуту вернулся, неся в руках три кирпича и пяти килограммовую кувалду.
-Сядь на колени, - предложил учитель.
Я, повиновался. Поставил мне на голову эти три кирпича. Я, подхватил их снизу, чтобы они не сваливались. Выпрямил спину, втянул подбородок и запрессовал ключицы вниз. После трех дыхательных циклов по системе Чи, тело стало жестким. Задержал дыхание на верхнем шаре и на счет раз, два, три ощутил упругий удар сверху кувалдой. Кирпичи разлетелись в щебень. Не ощутив, ни малейшего неудобства, вскочил на ноги.
-Да, экзамен ты сдал, - сказал учитель.
Теперь настала его очередь. Он никогда не упускает случая продемонстрировать свое мастерство. Принесли подставку. На нее водрузили целый штабель из восемнадцати черепиц! Учитель, измерив взглядом, более чем полуметровую толщу черепицы, сосредоточил внимание на этом объекте. Принял стойку, выполнил комплекс энергетических упражнений, медленно полу присел. Резкий молниеносный удар! И рука проходит сквозь черепичную массу, разбивая ее на рассыпающиеся половинки.
-Да, мастер, Вы тоже сдали экзамен! - с восторгом, от увиденного, - сказал я.
Хозяин дома, явно был доволен праздником.
Пришло время расставаться. Как всегда, учитель сам отвез нас в аэропорт «Манас». Никакие расстояния, ни средства, потраченные на дорогу, не могут быть препятствием, для человека жаждущего приобщиться к великому искусству гунфу.
-Постарайтесь больше практиковать, контролируйте дыхание и те, нюансы, о которых мы говорили в этот раз. И если у Вас хватит времени, то изучайте механизмы медитации. Приобретая знания, умейте избегать его, научитесь применять его к себе, использовать только для целей внутреннего восприятия. Следуйте традиции нашей школы. Чаще приезжайте, будем путешествовать, ведь любые рассказы не заменят настоящих приключений, - так напутствовал нас учитель перед отлетом в Киев.
По-дружески обнявшись, веселой ватагой отправились к самолету.
Златоглавый красавец Киев, встречал цветущими каштанами.
С чего начать? Как раскрыть механизмы медитации, в том числе и Тумо. Мне с высшим авиационно-инженерным образованием, биологические процессы на уровне клетки казались невообразимо трудным делом.
Не откладывая в долгий ящик, позвонил Владиславу Трушу, другу-соратнику, с которым к ряду несколько лет подряд развивали рукопашный бой в Воздушно-десантных войсках СССР. В то время Влад закончил биофак КГУ и работал аспирантом на кафедре, высшей нервной, деятельности. Был участником научно-исследовательской экспедиции на Курильских островах, где на котиках в естественных условиях изучал механизм терморегуляции животных. Здесь, я попал в точку.
-Привет «морской волк», передаю тебе наилучшие пожелания от Сифу, - в трубку сказал, я.
-Дзигай, ты! Не забыли старого «вояку». Как учитель? Как его многочисленная семья?
-Да, все в порядке: трудится. Всех приглашает в гости. Сифу, объездил уже пол Мира. Вот недавно вместе с ним был в Китае. Пекин прекрасная столица.
-Ух, ты! А, как его музыка?
-Сифу-маэстро, композитор, депутат Верховного Совета Кыргызстана. В Пекине, организовал встречу с китайскими композиторами, даже с Тайваня были. Играл им свои музыкальные произведения. Сюрпризом встречи было желание китайцев спеть хором на русском языке песню «Подмосковные вечера». Это было весело, но патриотично!
-А в чем проблема? - неожиданно спросил Влад.
-Да понимаешь, учитель загадал загадку со многими неизвестными. Без биофизики не разберешься. Все расскажу, при встречи.
-Хорошо! Люблю разгадывать сложные головоломки, придуманные природой. А, учитель мастер их преподносить.
Через два дня встретились в лаборатории кафедры, высшей нервной деятельности.
-Почему человек простужается? – вместо приветствия спросил я.
-Узнаю! Огонь! Ты как всегда нетерпелив. Обычно говорят: «Просквозило, посидел на сквозняке», «Продрог» и тому подобное, - начал свою лекцию Влад.
-Когда человек находится на сквозняке, то «тягун» усиливает теплоотдачу с открытых участков тела: это лицо, шея, воротниковая зона. Человек живет в мире микробов, вирусов, бактерий, которые проявляют свою активность при определенных условиях, как снаружи, так и внутри организма. Наступает момент, когда верные защитники от болезнетворных микробов, лейкоциты, как бы «замерзают» и не могут активно вступить в схватку сними. Им не хватает тепла, энергии АТФ. Микробы «одерживают» верх, так как создаются условия для их «ускоренного» размножения. Создается фактор, возникновения многих заболеваний, в том числе и инфекционных. Первая реакция организма – это дрожь, с помощью которой он пытается восстановить температурный баланс организма. Вовремя принятые согревающие процедуры, обеспечивают подвижность лейкоцитов и способствуют активизации защитных сил организма.
-Так, это «курить не курю, а рюмку хряпну», - пошутил я. Занятия цигун и упражнениями энергетической направленности по нашей школе, вызывает постепенный разогрев организма, что обеспечивает мягкое течение болезни и скорое выздоровление.
-Да, ты прав, это так, - с улыбкой заметил ученый.
-А, в чем состоит механизм закаливания организма? – с не терпением спросил, я и, не дожидаясь ответа, рассказал о чудесной медитационной практике Тумо, а также об особенностях школьных энергетических упражнениях.
-Да, это все очень интересно, исследовательских данных об этих феноменах нет. Хотя современная наука биоэнергетика продвинулась очень далеко вперед, изучая энергообеспечение живых существ, - многозначительно подняв указательный палец вверх, заметил мой друг.
-Вот ты, много практиковался. Изучал принципы и законы, на которых основаны различные стили боевых систем. Знаешь язык гунфу. Вот и нам для решения этой задачи надо найти общий язык, оперировать общими понятиями, - продолжал Влад.
В его глазах, я увидел, загоревшуюся с новой силой «исследовательскую искру», которая ведет всех «чудаков» вперед на пути познания Истины.
-И, что же ты предлагаешь? Первый раз, в биокласс? – было, возразил, я.
Он тут же написал список более десятка книг, которые мне стоило прочесть. Я. не сопротивлялся. Да и отступать было некуда. Ведь невежество превращает человека в жертву, а знание дает защиту.
-Любое проявление жизни связано с затратами энергии. Живое существо – это чрезвычайно сложная и совершенная система, создание которой потребовало миллионы веков эволюционного развития. Чтобы поддерживать существование такой системы, стремящейся перейти с точки зрения термодинамики неживое состояние, необходим постоянный приток энергии.
Мозг, лишенный доступа кислорода, погибает через несколько минут. В других органах также происходят необратимые изменения при нарушении доставки энергетических ресурсов, хотя этот трагический момент наступает чуть позже, чем в мозге. Итак, одна из функций, присущих всему живому, - способность к энергообеспечению за счет тех или иных внешних энергетических ресурсов, - начал свою лекцию мой собеседник.
Начало обнадеживающее.
-Я, не могу обещать легкого обучения. Если взялся, чтобы узнать кое-что о новой науке – биоэнергетике, то придется иногда напрягать свой интеллект, - поучал Влад.
-Напрягать мышцы, это тоже не просто, чтобы развить какое-нибудь физическое качество, например скорость, выносливость, силу и выполнить комплекс упражнений с ритмом с правильным дыханием, нужны волевой фактор и дисциплина. А, напрягать мышцы и интеллект, контролирующий внутренние процессы организма, по-моему, сложнее во сто крат и если нам удастся понять механизм этого взаимодействия, то твоя наука обогатится еще более - парировал, я.
-Биоэнергетика – моя специальность, и я, в общем-то представляю себе, биоэнергетические механизмы на уровне клетки. Ты, хочешь убедиться и понять, как пробудить тайные могучие силы, дремлющие в каждом из нас, направить по своей воле сгусток особой «биологической энергии» в любую часть нашего тела или даже за его пределы: к другим людям или неодушевленным предметам. Я, встречался с «великими йогами» и «мастерами», которые утверждают, без доказательно, что могут без посредников усваивать энергию солнца или даже космическую энергию для пополнения собственной «биологической энергии», - дух ученого с новой силой проявился в моем друге.
-Не горячись, не горячись. Но ведь высоко в горах наблюдается феномен, который трудно объяснить. Раз в год, в один из февральских вечеров, в самый холодный день в году, монахи покидают монастырь и поднимаются еще на триста метров вверх. Монахи спят в условиях, которые погубили бы любого из нас. Для этого нужно значительно большее, чем умение высушивать простынь. Но самое удивительное, что монахи даже не дрожат. Ведь один из способов поднять температуру тела – это дрожать, потому что мускулы при сокращении способны вырабатывать тепло, поэтому дрожь, это способ остаться в живых. Эти монахи могут выжить и пробыть там всю ночь. Наутро выпадает снег. Они просыпаются, скидывают простыни и сидят на снегу даже не дрожат. Выжить в этих экстремальных условиях нечто сверхъестественно. Именно «особенный» энергетический обмен веществ помогает им вырабатывать тепло и оставаться в живых. Это точное учение и практика, которой они занимаются годами. Речь идет о монахах, медитирующих высоко в горах Тибета зимой на высоте насколько тысяч метров, и способных получать тепло без затрат, без денег. Их организм удивительно адаптировался к этим условиям. Это не сверхъестественно, просто они обучили свой, организм и вышли за пределы обычных возможностей. Чудес не бывает. Вот о каком внутреннем контроле идет речь. Хорошо, общаемся, - подытожил, я.
-У меня для тебя есть сюрприз тоже. Но все по порядку. Что такое энергетический обмен? Как клетка получает и использует энергию. Чтобы жить, надо работать, - снова вступил в диалог Влад.
-Это житейская истина.
-Да, но она вполне приложима к любым живым существам. Все организмы: от одноклеточных микробов до высших животных и человека – непрерывно совершают различные типы работы. Таковы движения, то есть механическая работа, при сокращении мышц человека или движение хвостика сперматозоида; синтезы сложных химических соединений в клетках, то есть химическая работа; создание разности потенциалов между протоплазмой и внешней средой, то есть электрическая работа; перенос веществ из внешней среды, где их мало, внутрь клетки, где тех же веществ больше, то есть осмотическая работа. Помимо перечисленных четырех основных типов работы, можно упомянуть образование тепла теплокровными животными в ответ на понижение температуры окружающей среды, а также образование света светящимися организмами.
Все это требует затрат энергии, которая черпается из тех или иных внешних энергетических ресурсов.
-Даоские мастера высказывают мнение, что существует множество типов проявления энергии ци, однако, в общем, различают две основные категории внутренней энергии ци – ци унаследованная и энергия ци приобретенная.
Унаследованная ци есть та энергия, которая остается с нами в течение всей нашей жизни – с момента зачатия и до самой смерти. Именно она обеспечивает внутриутробное развитие человека, и она же является основой нашей жизненной силы впоследствии.
Основным источником приобретенной энергии ци является пища, которую мы едим, вода, которую пьем и воздух, которым мы дышим.
Целью многих даоских практик является осознание этих потоков и обучение искусству целенаправленного использования их энергий.
-Так, это у даосов. Интересно, как это они обучают искусству? - спросил и тут же продолжил Влад.
-Первичным источником энергии для биосферы служит солнечный свет, усваиваемый фотосинтезирующими живыми существами: зелеными растениями и некоторыми бактериями. Создаваемые этими организмами углеводы, жиры, и белки могут затем использоваться в качестве «топлива» всеми остальными – гетеротрофными – формами жизни, к которым относится и человек.
В организме происходит распад этого «топлива». Белки расщепляются на аминокислоты, жиры – на жирные кислоты и глицерин, полисахариды – на моносахариды. Их превращение замкнуто в цикл, названный циклом Кребса в честь его первооткрывателя.
В цикле Кребса происходит окисление карбоновых кислот кислородом до углекислого газа и воды. Именно образование воды в результате реакции молекулярного кислорода с водородом, отщепленным от карбоновых кислот, сопровождается наибольшим выделением энергии, в то время как предшествующие процессы служат главным образом лишь подготовкой «топлива». Окисление водорода кислородом, в клетке разбито на несколько стадий, так что освобождающаяся при этом энергия выделяется не сразу, а порциями.
Итак, в одной и той же клетке существует, во-первых, несколько реакций освобождения энергии и, во-вторых, множество процессов, идущих с поглощением энергии. Посредником этих двух систем, совокупность которых называется энергетическим обменом, служит особое вещество – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
Абсолютное топливо
-Для энергетического обмена клетки очень важны так называемые сопряженные химические реакции. В каждой такой реакции связываются воедино два различных процесса: один, сопровождается выделением энергии, и другой, требующий ее затрат. В результате оказывается, что первый (энергодающий) процесс становится движущей силой для второго процесса, потребляющего энергию, - тут, я его перебил.
-Так, это же есть суть проявления закона взаимодействия сил Инь и Ян на уровне клетки. Ян (мужской) – энергодающий процесс, а Инь (женский) – энергопотребляющий и наоборот.
-Можно сказать и так, - согласился мой оппонент.
-АТФ представляет собой азотистое основание (аденин), соединенное с сахаром (рибозой) и цепочкой из трех остатков фосфорной кислоты (-Р). Аденин + рибоза = 3(-Р)= аденозин –Р-Р-Р. В клетках живых организмов АТФ служит универсальной валютой. Различные реакции освобождения энергии в клетке всегда сопряжены и одной и той же реакцией, а именно синтезом АТФ из ее предшественников – аденозиндифосфорной кислоты (АДФ) и неорганической ортофосфорной кислоты. С другой стороны, реакция расщепления (гидролиза) АТФ до АДФ Н3РО4 сопряжены с совершением различных типов полезной работы. Другими словами, образование АТФ служит универсальным накопителем энергии, а расщепление АТФ под действием ферментов – универсальным поставщиком энергии.
Итак, клетка использует энергетические ресурсы, чтобы получить АТФ. А затем тратит этот АТФ, чтобы оплатить различные виды работы.
-Хорошо, убедительно, все понятно, - воспрял я духом. Где и как образуется АТФ?
Где и как образуется АТФ?
-Первой системой, для которой выяснили механизм образование АТФ, оказался гликолиз – вспомогательный тип энергообеспечения, включающийся в условиях нехватки кислорода. При гликолизе молекула глюкозы расщепляется пополам и полученные обломки окисляются до молочной кислоты.
-Такое состояние возникает при длительной и интенсивной нагрузке: например бег на длинные дистанции или восхождение в горы, организму не достает кислорода – наступает гипоксия. Это так? – спросил я.
-Да, она компенсируется учащенным дыханием, что бывает недостаточно. Организм вынужден получать энергию без кислорода и поэтому он включает анаэробное – бес кислородное дыхание. В отсутствии кислорода глюкоза распадается с образованием молочной кислоты, которая вызывает боль в мышцах, и выделяется энергия правда в 15 раз меньшая, чем при обычном дыхании сгорании глюкозы в кислороде. Интенсивный расход глюкозы приводит к ее нехватке – гликогликемии, что смертельно опасно, и организм начинает синтезировать глюкозу сам, расщепляя жировые отложения. Для этого опять таки нужен кислород: расход его увеличивается, наступившая кислородная недостаточность – гипоксия компенсируется анаэробным дыханием. Критический момент компенсации гипоксии и гликогликемии при физической нагрузке называется «мертвая точка» и переносится крайне тяжело: человеку кажется, что если он будет продолжать бежать, подниматься в гору, то умрет.
-Все доходчиво объяснил. Но такое состояние наступает у нетренированных людей. А у тренированных? Да и что такое тренировка?
-Тренировка – это занятие, упражнение, служащее для усовершенствования навыков, умения. Адаптация – приспособление организма к изменившимся внешним условиям.
-Что же происходит в организме при тренировке, каков механизм возникновения адаптации? –не унимался я.
-Систему тренировки разрабатывали еще древние греки, это на Западе, а на Востоке мастера, практикующие боевые искусства. Да, это ты знаешь лучше меня. Оздоравливающее действие на тело и дух: купание в холодной воде было известно со времен Иоана Крестителя. А горные монахи для этого использовали практику Тумо. И лишь в конце 60-х годов ХХ столетия известный патофизиолог Феликс Меерсон экспериментально и теоретически показал, что физическая тренировка, закаливание, адаптация – эти приспособления к возникшему в результате физической нагрузки кислородному голоданию.
-Так, что получается?! Монахи «борются» с гипоксией?
-Вот именно так. АТФ – универсальный аккумулятор жизненной энергии в клетке. Для синтеза АТФ митохондриям – энергетическим станциям клетки – требуются фосфор и глюкоза. Систематическая нехватка кислорода и, как следствие, глюкозы приводит к увеличению выработки специальных белков, служащих строительным материалом митохондрий. В результате «поправившиеся» митохондрии успевают произвести АТФ в достаточном количестве и освободить энергию необходимую для совершения работы в более сжатые сроки. К тому же количество эритроцитов и гемоглобина в горных условиях рефлекторно увеличивается.
-Из собственного опыта я знаю, что для приспособления к гипоксии необходима постоянная физическая нагрузка в течении как минимум шести месяцев. Прекращение тренировок не сопровождается немедленной потерей адаптации. Она сохраняется еще полгода, а затем постепенно убывает. При возобновлении регулярных тренировок организм приспосабливается к нагрузке за более короткий срок.
-Еще могу, добавит, - перебивает меня Влад. Через два года постоянной тренировки масса митохондрий больше не увеличивается, но эффективность их работы продолжает повышаться.
Закаливание организма, холодными процедурами, в том числе и моржевание также связано с адаптацией к гипоксии. Дело в том, что окисление глюкозы идет только при физиологической температуре. При температуре ниже 360 С включается механизм бес кислородного расщепления глюкозы, что приводит к гипогликемии и, в конце концов, к гипоксии клеток эпителия кожи.
Адаптация по системе Тумо развивается практически в те же сроки, что и при беге на длинные дистанции. Такая тренировка закаляет тело и дух.
Достигнутая любым способом адаптация к гипоксии противостоит стрессу, предотвращает возникновение и лечит такие болезни, как гипертония, сахарный диабет, язва желудка, рак, бронхиальная астма.
-Интересный способ повышения работоспособности «подсмотрела» у «моржей», спортивная медицина. У спортсменов легкоатлетов, в подготовительный период берут кровь 150-200мл, затем помещают ее в пониженные температурные условия, как бы «закаляют» и выдерживают некоторое время в бес кислородных условиях, а затем перед соревнованиями вводят обратно в организм. У спортсменов возникает, как они сами говорят: «тяга» Особое питание с повышенным содержанием глюкозы дает значительный эффект при интенсивной работе и повышает выносливость организма. Какой механизм здесь задействован, мы уже знаем.
Изучая различные системы подготовки по школе «Дракон-Тигр», прибывая в Китае, я знакомился с некоторыми методиками из «72 истинных искусств Шао Линя», обратил внимание, что большинство из них требует приема специальных лекарственных препаратов, которые обеспечивают повышенную устойчивость к различным физическим нагрузкам. Это так называемые, растительные адаптогены. Наиболее часто используются корни элеутерококка колючего, женьшеня, левзеи, аралии манжурской, радиолы розовой, заманихи, которые принимаются в виде настойки, - поделился, я своими наблюдениями.
-Адаптация требует большой воли, много времени и терпения. Поэтому большинство людей избегают нагрузок, ленятся, приобретают лишний вес и болезни. Для них можно предложить эти лекарственные средства, о которых ты говорил. Но такая адаптация не стойкая, она сохраняется только, пока принимаются адаптогены.
-Спасибо дружище! Прекрасная лекция. Много сведений почерпнул о молекулярном механизме одной из важнейших функций живого организма – функции энергообеспечения. Теперь мне предстоит засесть за учебники и проштудировать литературу, которую ты мне указал, - поблагодарив, Влада Труша , договорившись, о новой встречи мы расстались.
Как примерный студент, стал регулярно посещать научную библиотеку. Изучал «Анатомию человека», «Физиологию», «Спортивную медицину», «Электроакупунктуру» и даже современную астрологию. Но главной темой моих поисков было найти механизмы медитации.
Удалось выяснить, что окисление в клетке сопряжено с присоединением фосфорной кислоты к каждому из фрагментов молекулы глюкозы, то есть с их фосфорилированием. Последующий перенос фосфатных остатков с фрагментов глюкозы на АДФ дает АТФ.
Также интересно было узнать, что ферменты, катализирующие эти процессы, встроены в биологические мембраны – тончайшие пленки, состоящие из белков и фосфорилированных жироподобных веществ фосфолипидов.
Мембраны – важнейщий структурный компонент любой живой клетки. Внешняя мембрана клетки отделяет протоплазму от окружающей клетку среды. Клеточное ядро окружено двумя мембранами, которые образуют ядерную оболочку – преграду между внутренним содержимым ядра (нуклеоплазмой) и остальной частью клетки (цитоплазмой). Кроме ядра в клетках находятся еще несколько структур, окруженных мембранами. Это эндоплазматическая сеть – система мельчайших трубочек и плоских цистерн, стенки которых образованы мембранами. Это, наконец, митохондрии – шарообразные или вытянутые пузырьки размером мельче ядра, но крупнее компонентов эндоплазматической сети. Диаметр митохондрий обычно около микрона, хотя иногда митохондрии образуют ветвящиеся и сетчатые структуры протяженностью в десятки микрон. Каждая из этих структур выполняет свою, специфическую биологическую функцию. Так, ядро – вместилище ДНК. Здесь происходят процессы, лежащие в основе генетической функции клетки, и начинается сложная цепь процессов, приводящая в конечном итоге к синтезу белка. Этот синтез завершается в мельчайших гранулах – рибосомах, большая часть которых связана с эндоплазматической сетью. В митахондриях происходят окислительные реакции, совокупность которых назывется внутриклеточным дыханием.
Следующая встреча с моим другом-биологом, состоялась только через шесть месяцев на кафедре высшей нервной деятельности КГУ. Все это время, я подвергал себя различным закаливающим процедурам, включая медитационную практику Тумо.
-В прошлый раз, мы говорили о двух путях окисления, о двух режимах,- поднаторев, в терминологии и без предварительных расшаркиваний начал я. Один дает накопление энергии (образуется АТФ), другой ведет к рассеянию энергии (образуется тепло). Первый путь полезен, второй бесполезен, если не вреден: ведь это растрата топлива.
-Не справедливо то, что полезность клеточного дыхания видеть только в его способности поставлять АТФ, - в место приветствия, возразил Влад. Ведь бывает же и противоположная ситуация, когда не АТФ, а тепло оказывается необходимым в первую очередь. Я, не зря пригласил тебя к нам в лабораторию. Сейчас мы поставим животное на грань замерзания и посмотрим, не переключит ли оно свое дыхание на холостой ход? Этот опыт ставший уже классическим проводил Член-корреспондент Академии наук СССР В.П. Скулачев – человек известный в кругу биоэнергетиков. Начал с того, что стриг голубей и в результате обнаружил новый путь окисления питательных веществ, в клетках тканей животных.
Подвел меня к холодильнику, в котором сидел голубь без оперения. Градусник остановился на –200 С. Спустя пол часа после начала опыта вынули из холодильника полумертвую птицу с температурой тела 30 градусов вместо нормальной для голубя 41,5. Лаборанты измерили дыхание и синтез АТФ в мышечных митохондриях. Оба показателя были близки к норме. Дыхание по-прежнему сопровождалось синтезом АТФ.
На следующий день поведение голубя разительно отличалось от той трагической картины, что мы видели накануне. Снизив температуру тела на два-три градуса, голубь умудрился таким образом остановить дальнейшее остывание тела. Через три часа после начала охлаждения, заглянув в очередной раз в холодильник, мы обнаружили, что голубь ведет себя вполне бодро. Проверили его митохондрии. Дыхание отключилось от синтеза АТФ. Энергия больше не накапливалась, а тотчас превращалась в тепло.
Так вот стриженый голубь открыл нам один из секретов горных монахов практикующих Тумо.
-Давай мы тебя обследуем, - предложил Влад. Ты будешь выполнять практику Тумо, а мы измерять температуру твоего тела до, во время и после медитации.
-Так это, что получается? Наиболее опасные эксперименты проводим на менее ценных членах «экипажа», - пошутил я и дал согласие.
-Для этого у нас есть все необходимое. Холодильник, вентилятор и «комфортные условия» создадим. Ну, скажем температурку –4о С, с ветерком.
-Ты, что пингвина из меня сделать хочешь? – но отступать уже было поздно, да и молоденькие лаборантки весело хихикали, предвкушая веселый эксперимент.
Поместили меня в холодильную камеру, раздели, правда дали белый медицинский халат – это вместо простыни, подсоединили какие–то датчики и усадили на подстилку. Закрыли дверь и я, приступил к медитации. Сначала ощутил дискомфорт, это пронизывающий ветер гулял по камере. Выпрямил спину и стал выполнять ритмические дыхания по трем шарам. Обычно полный цикл состоит из ста таких дыханий. На это уходит примерно 45 минут. Представил себе огненный шар в низу живота и приятное тепло, сразу же откликнулось на мою визуализацию. Оставалось только удерживать этот огненный шар и запустить его по микрокосмической орбите. К концу сеанса было ощущение, что от меня исходит тепло, заполняющее всю холодильную камеру.
-Понимаешь, что-то непонятное, но очень интересное зафиксировали приборы, - начал Влад, после того как выпустил меня на «волю». Сначала температура упала на 1,5оС, затем восстановилась до нормы, и даже чуть-чуть увеличилась. Температура кончиков пальцев также увеличилась, хотя должна была снижаться, чтобы сохранить тепло, но она продолжала увеличиваться.
Слушай иди ко мне работать на пол ставки «пингвином», будем тебя студентам показывать. Здесь скрыт еще какой-то механизм, который активизирует тепло посредством визуализации на огненном шаре. Так эти ваши энергетические системы по школе «Дракон-Тигр» клад для наших исследований, - с восторгом предложил мне Влад.
Затем перевели в другую комнату, которая была уставлена компьютерами и различными электронными приборами. Усадили в кресло и подключили к специальному прибору, который следил за кровеносными сосудами расположенными близко к поверхности кожи, а специальной камерой тепловидения наблюдали за моей рукой. На дисплее голубой цвет показывает низкую температуру, оранжевый достаточно высокую, а белый очень высокую. Эта картинка руки в обычном состоянии.
-Давай проверим, как визуализация влияет на кровеносные сосуды, - сказал Влад. Представь себе какую-нибудь стрессовую ситуацию. Например, неприятный разговор с начальником, который мешает тебе работать и развивать дело твоей жизни.
Через некоторое время исследователь, заявил, что данные полученные после сканирования руки показывают, что сосуды, сокращаются, и прилив крови к пальцам уменьшается. При этом камера фиксирует изменение цвета пальцев. Это изменение цвета произошло через, несколько секунд. Цвет кончиков пальцев становится темным. Другими словами они холодеют.
-Теперь задачу изменим. Представь себе, что ты отдыхаешь на южном берегу Крыма. Ясная, солнечная погода и ласковое теплое море плещется у твоих ног, - описал живописную картину неутомимый исследователь.
-Ура! Пошел обратный процесс, - сообщил мне Влад. Кровеносные сосуды, расширяются и камера, фиксирует, что пальца становятся светлее. Значит, температура повышается. Процесс опять идет очень быстро. Отсюда можно сделать вывод, что ты не пытаешься мысленно разогреть или охладить пальцы, но твоя нервная система, отвечающая, за циркуляцию крови реагирует на изменение эмоционального состояния.
Давай еще один эксперимент, пока аппаратура подключена. Какое изменение оказывает музыка на температурный баланс? – не унимался ученый.
После эксперимента выяснилось, что рок музыка имеет, охлаждающий эффект, а расслабляющая и духовная музыка нагревают пальцы. Эти результаты показали, что нервная система может контролировать температурный баланс.
-Да, но область, на которой следует концентрировать внимание и представлять огненный шар или «золотой зародыш» это Дан-тянь. Можно проверить и другие энергетические зоны, чакры, - с исследовательским предложением выступил я.
Теперь моего друга было трудно удержать. Мы проверили все известные нам энергетические центры, которые располагаются на срединном меридиане. Эффект был тот же. Особое повышение температуры было выявлено в верхней части спины от четвертого грудного позвоночника до основания черепа. В этой зоне располагаются островки жировой ткани необычного для жира коричневого цвета. Они облегают крупные кровеносные сосуды, идущие к головному мозгу. Коричневы цвет, обусловлен митохондриями, которыми буквально забиты клетки бурого жира, а они то проявляют активное участие в терморегуляции. Бурый жир, как и мышцы, способен при охлаждении переводить свое дыхание на холостой ход, то есть выделять тепло.
Митохондрии бурого жира содержат почти в 10 раз меньше синтезирующего АТФ фермента по сравнению с митохондриями других тканей. В то же время количество ферментов дыхания находится на обычном уровне. Тем самым система, ответственная за освобождение энергии, оказывается в огромном избытке по сравнению с системой запасания энергии. Уже сам по себе этот факт свидетельствует, что не синтез АТФ, а образование тепла – главная функция митохондрий бурого жира.
Из собственного опыта практических занятий могу поделиться наблюдениями. Выполняя первый элемент Чи - энергетическое упражнение по школе «Дракон-Тигр», необходимо особенно тщательно контролировать переход от максимальной задержки дыхания к выдоху. В позиции, стоя с абсолютно выпрямленной спиной и шеей, задержка дыхания выполнятся на верхнем шаре. Длительность задержки контролируется по самочувствию. Выполняя выдох и опуская голову, чувствуется мощный тепловой поток от середины спины до черепа и заполняющий всю голову. Если выдох выполнять резко, то можно потерять сознание.
Кислородное голодание – гипоксия, которая наступает при задержке дыхания, переводит бурый жир на холостой ход. В этой связи становится понятной своеобразная локализация бурого жира в организме: он согревает кровь, притекающую к мозгу. Поэтому и монахи практикующие Тумо и использующие технику первого элемента Чи способны разогревать свое тело до нужной, температуры не испытывая неудобств от холода.
-А, скажи мне друг, - после не продолжительных рассуждений спросил я. Наши внутренние источники энергии нельзя считать неиссякаемыми. Ведь для пополнения энергетических ресурсов клетки должна существовать еще одна или несколько систем?
-Да, это протонный потенциал и внутриклеточный калий-натриевый градиент! – начал свое повествование Влад. Но, чтобы понять их принцип действия необходимо сказать несколько слов и о мембранах.
Фундаментальнейшее отличие живого организма от неживых объектов заключается в наличии активной оболочки. Ее роль – строго избирательное разделение частиц (молекул, ионов, электронов) между внешней средой и организмом. Для этого в оболочке имеются своего рода клапаны. Они должны пропускать внутрь питательные вещества, препятствовать проникновению вредных, выводить отработанные продукты и не выпускать наружу жизненно важные соединения.
Оболочкой живых клеток служит мембрана из двойного слоя жировых молекул – липидов. А пропускными клапанами в ней являются особые белковые молекулы или целые молекулярные комплексы. Они почти свободно плавают в мембране, выставив один конец наружу, а другой – внутрь клетки. Но часто просто открытия клапана недостаточно, молекула не пойдет сама, ее надо протолкнуть, для этого, естественно требуется энергия.
-Вот тут и встает вопрос: откуда ее брать?
-Согласно одному из распространенных взглядов на зарождение жизни, организмы с самого начала использовали энергию окисления («сжигания») подходящих веществ, имевшихся в окружающей среде. Ими могли быть и неорганические соединения, если их удавалось окислять достаточно эффективно. Но многие первожители Земли питались, конечно, более калорийными органическими молекулами - продуктами химической эволюции. Когда готовая пища стала иссякать, им пришлось искать другие источники энергии. Тогда они потянулись к Солнцу.
Энергия света не может непосредственно поддерживать жизнедеятельность растений и животных. Ее надо зафиксировать, запасти в виде энергии химических связей.
-Так, что получается, энергию Солнца мы «поглощаем», когда принимаем растительную пищу, которая химически преобразуется в клетках растений.
-Вот именно так, это и происходит в световой стадии, ключевой в фотосинтезе, которая заканчивается получением АТФ. А синтез глюкозы из СО2 уже, в общем то, и не является фотопроцессом, так как идет в темноте за счет разрыва энергонасыщенных связей молекул АТФ.
-Таким образом, в клетках активизировались белковые молекулы, способные так или иначе, реагировать на свет и взаимодействовать с фотонами? – ты это, хочешь сказать.
-Существовали они, скорее всего, изначально. Видимо, одним из первых таких белков и стал бактериородопсин. Выставленный наружу пигментный компонент его молекулы - ретиналь – при поглощении кванта света не отдает электрон, как хлорофилл, а просто меняет свою форму (научно выражаясь – конформацию). При этом он, подобно рычагу, выталкивает из клетки ион водорода – протон.
По-своему строению молекула хлорофилла похожа на другой пигмент того же класса порфинов – гем, который придает красный цвет гемоглобину в нашей крови: четыре кольца с атомами азота в их вершинах, а центре – ион металла. В геме таким металлом является железо, а в хлорофилле - магний. Под действием кванта света – фотона – он отдает электрон, то есть окисляется.
Таким образом, ионы водорода – протоны накапливаются в процессе обмена веществ и повышают кислотность внутриклеточной среды, что очень вредно. Сами собой протоны не выходят наружу, ведь кислотность внешней среды обычно во много раз выше. Теперь с помощью бактериородопсина клетка начала удалять протоны за счет солнечной энергии. А чтобы использовать это движение еще эффективнее, другой конец рычага стал служить для переноса в клетку молекул питательных веществ. При этом, система срабатывает только тогда, когда оба конца рычага заняты. Тем самым запирается обратный ток протонов, извне и поглощаются питательные вещества даже из разбавленных растворов.
На следующем этапе идет синтез АТФ. Изгнанные протоны вместе с «чужими» под влиянием перепада концентраций настойчиво стремятся внутрь, в среду с меньшей кислотностью. Чтож, всякое стремление лучше использовать, чем противиться ему. Протоны впускаются, но не задаром: путь возвращения открыт только через АТФазу, в которой им приходится отдавать свою энергию для синтеза АТФ.
Кстати, практически все организмы получают свою АТФ именно таким путем – пропуская протоны через АТФазу. Этот процесс назван хемиосмотическим, то есть химическим под действием осмоса (концентрированного давления). Этот «протонный насос» очень важен для всего живого.
Все известные сегодня процессы переноса веществ, через мембрану митохондрий происходят за счет протонного потенциала. Двигаясь под действием электрического поля или разности концентрации, ионов Н+. Треть всей энергии, потребляемой митохондрими для синтеза АТФ, так сказать на экспорт, для немитохондриальных частей клетки, идет не на реакцию образования АТФ как таковую, а на концентрирование АДФ и фосфата внутри митохондрий, и откачку синтезированного АТФ, из митохондрий в цитоплазму. Движущей силой этих транспортных процессов служит протонный потенциал.
Даже такая специфическая функция, как образование дополнительных количеств тепла при охлаждении, и та оказалась связанной с использованием протонного потенциала.
Итак, протонный потенциал может совершать различные виды химической, осмотической, механической работы, а также служит источником образования тепла. Если учесть, что первичная форма протонного потенциала – это разность электрических потенциалов на мембране, то можно сделать вывод: протонный потенциал наряду с АТФ есть конвертируемая валюта в живой клетке.
-За счет чего можно создать разность потенциалов на мембране клетки и тем самым улучшить или активизировать работу протонного потенциала? – спросил я.
-Для этого надо выяснить, в каких случаях происходит наибольшее насыщение крови кислородом? – вновь пустился в рассуждения мой друг. Наш выдох насыщен углекислым газом. Хочу отметить, что свойство углекислого газа тормозить (ингибировать) создание (генерацию) активных форм кислорода клетками тканей человека было открыто учеными Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
-А, что собственно, за штука эти активные формы?
-К активным формам относятся гидроксильные анионы, перекись водорода, кислород с возбужденными электронами, то есть побочные продукты, на образование которых расходуется 5% поступающего в каждую клетку кислорода. А остальные 95% идут на дыхание, точнее, на синтез АТФ, основного внутриклеточного энергоносителя. Роль активных форм кислорода вообще двоякая: с одной стороны, они в малых количествах защищают органы и ткани от микробов и даже некоторых опухолей, с другой – при высоких концентрациях – могут разрушать клетки. Все зависит от количества.
Исследования показали, что в той концентрации, в которой углекислый газ обычно присутствует в крови, он резко тормозит реакции образования активных форм кислорода, тем самым, предохраняя клетки от разрушения.
Двуокись углерода обладает сосудорасширяющим эффектом. Чем больше в крови углекислого газа, тем больше углекислоты, а, следовательно, и сильнее сдвиг кислотно-щелочного равновесия (КЩР) крови в кислую сторону, что лучше (качественнее) способствует насыщению крови кислородом и облегчению отдачи его оксигемоглобином в ткани. При этом углекислый газ и его концентрация в крови влияют на насыщение кислородом крови и его отдачи тканям.
-Но, этого можно добиться различными дыхательными упражнениями. Особенно сильно на парциальное давление кислорода в крови, влияет мышечная работа и повышенная работа органов, приводящая к повышению температуры, значительному образованию углекислого газа, естественно, большему сдвигу в кислую сторону и понижению напряженности кислорода, - подытожил я.
-Вот именно в этих случаях происходит наибольшее насыщение крови кислородом и всего организма в целом.
-Поэтому дыхательные упражнения, используемые в практиках Цигун, на длительный вдох (-6 с) и длительный выдох (-6 с), с задержкой дыхания на вдохе и выдохе помогают при лечении отдельных форм бронхиальной астмы.
-А, может создаться такая ситуация, когда скорость потребляющих потенциал процессов, над скоростью его воссоздания (генерации) приведет к исчезновению потенциала и остановке всех систем, питаемых потенциалом в клетке? – спросил с некоторой иронией я.
-Зачем клетка поглощает ионы калия и выбрасывает ионы натрия, создавая дорогостоящую асимметрию в распределении этих близких по свойствам ионов между цитоплазмой и окружающей средой? – вопросом на вопрос ответил биолог.
Да дело в том, - продолжал мой друг, что практически в любой живой клетке ионов калия намного больше, чем ионов натрия, в то время как в среде натрий находится в огромном избытке над калием.
Известно, что между цитоплазмой клетки и внешней средой существует разность электрических потенциалов, поддерживаемая работой белков генераторов в клеточной мембране. Откачивая протоны изнутри клетки наружу, белки-генераторы тем самым заряжают ее внутренность отрицательно. В этих условиях накопление ионов К+ внутри клетки могло бы происходить за счет электрофореза – движения положительно заряженного иона калия в отрицательно заряженную цитоплазму клетки.
-Но, тогда получается, что поток калия должен разряжать мембрану, предварительно заряженную протонными генераторами. В свою очередь, разрядка мембраны должна немедленно активизировать работу генераторов, - вывод напрашивался сам, собой.
-Это означает, что энергетические ресурсы, затрачиваемые на генерацию разности электрических потенциалов между клеткой и средой будут использованы для концентрирования ионов К+ внутри клетки. Конечным балансом такого процесса окажется обмен внутриклеточных ионов Н+ на внеклеточные К+ ( ионы Н+ откачиваются белками генераторами наружу, ионы К+ поступают внутрь, двигаясь в электрическом поле, созданном движением ионов Н+).
-Стало быть, внутри клетки будут создаваться не только избыток ионов К+, но и дефицит ионов Н+? – ведь так?
-Да, этот дефицит можно использовать для откачки ионов Na+. Для этого Природа придумала следующий механизм. Известно, что клетки располагают особым переносчиком ионов натрия, обменивающим Na+ на Н+ (этот переносчик носит название Na+/Н+-антипортера). В условиях нехватки Н+ в цитоплазме антипорт может компенсировать протонный дефицит, перенося Н+ из внешней среды внутрь клетки. Произвести такой антипорт переносчик может только одним способом: обменяв внешний Н+ на внутренний Na+.
-Значит, движение ионов Н+ внутрь клетки может быть, использовано для откачки из той же клетки ионов Na+.
-Да, конечно таким образом и создается калий натриевый градиент: внутри клетки накопили К+ и откачали оттуда Na+. Движущей силой этих процессов был создаваемый белками-генераторами протонный потенциал (направление потенциала таково, что внутренность клетки заряжается отрицательно и там возникает нехватка ионов водорода).
-А, что если протонные генераторы по какой-то причине выключились. Что произойдет в этих условиях с калий-натриевым градиентом?
-Конечно же он рассеется: ионы К+ вытекут из клетки в окружающую среду, где их мало, ионы Nа+ войдут внутрь, где эти ионы в дефиците. Но вот что интересно. Рассеиваясь, калий-натриевый градиент сам окажется генератором протонного потенциала того направления, что образовывался при работе белков-генераторов.
Действительно, выход иона К+ как положительно заряженной частицы создает диффузионную разность потенциалов на клеточной мембране со знаком “минус” внутри клетки. Вход Na+ при участии Nа+/Н+-антипортера будет сопровождаться выходом Н+, то есть созданием дефицита Н+ внутри клетки.
-Подожди, что же получается? Ведь принцип работы клетки это: закон проявления взаимодействия Инь-Ян. Когда белки-генераторы работают, создаваемый ими протонный потенциал расходуется на образование калий-натриевого градиента. Зато когда они выключены (или их мощности недостает, чтобы удовлетворить многочисленных потребителей потенциала), калий-натриевый градиент, рассеиваясь, сам начинает генерировать протонный потенциал, - высказал предположение я.
Инь-Ян образуют двойственность всего проявленного во Вселенной. Но они не взаимоисключающие понятия. Чтобы мог существовать «плюс» должен существовать «минус». Они постоянно находятся во взаимодействии, порождают друг друга. Чтобы родился новый день, ему должна предшествовать ночь. Полуденный день проявляет в себе элемент ночи, угасания и полуночная тьма несет в себе пробуждения утренней зари, и возрождение, нового дня.
Человечество возникло одновременно из Инь-Ян. И мы все есть суть проявления этих двух понятий. Если бы у нас не было разности потенциалов и взаимодействия между полярными противоположностями внутри и снаружи клетки, то не было бы движения ни внутри нас, ни в остальной Вселенной. Жизнь это неустойчивое равновесие между Инь-Ян, - немного восточной философии отвлекло нас от сложности хитросплетенѸя клеточных структур.
-Ну, хорошо! Если есть разность потенциалов на мембране клетки, то должна быть и передача энергии вдоль мембраны, - продолжил свои рассуждения я. Разность электрических потенциалов весьма удобна для транспорта энергии в пределах клетки. Скорее всего, это так.
-Да, так. Дело в том, что вся гуморальная жидкость (межклеточная) и внутриклеточная представляют собой солевые растворы. Система из двух солевых растворов, разделенной мембраной с ее свойствами превосходного изолятора действует в режиме электрического кабеля. Солевые растворы – проводники с очень низким сопротивлением, мембрана – структура, сопротивление которой очень велико. Поэтому электрическое поле созданное, например, переносом Н+ через мембрану в какой-то ее точке, должно немедленно распространиться по всей мембране.
Транспортабельность – необходимое свойство конвертируемой формы энергии. Поскольку разность электрических потенциалов является достоянием мембраны в целом, она должна объединять тысячи вмонтированных в нее генераторов и потребителей протонного потенциала в единую систему энергообеспечения клетки, митохондрии и других биологических структур.
Аналогия мембраны с электрическим кабелем давно используется нейрофизиологами: распространение нервного импульса вдоль весьма протяженных мембран аксона происходит как по кабелю. Однако это передача сигнала, а не электрической мощности, которую необходимо использовать для совершения работы. Да и протонных генераторов нет в аксоне.
После длительных поисков и многочисленных опытов удалось выяснить, что в клетке вместо десятков и сотен округлых митохондрий есть всего одна гигантская сетчатая митохондрия, более всего напоминающая авоську. Она располагается под внешней мембраной клетки по всей ее протяженности, так что размер митохондрии соизмерим с размером самой клетки.
-А, как обстоит дело с изучением мышечных митохондрий? – поинтересовался я.
-Клетка мышцы достигает огромных размеров. Ее энергетические потребности очень велики, а диффузия АТФ и окисляемых соединений затруднена ввиду того, что клетка буквально набита плотно упакованными структурами – тяжами сократительного белка актомиозина.
Для мышечных метохондрий, располагающихся в клеточных мембранах мышцы, придумали название, «reticulum mitochondriale» (митохондриальный ретикулум по аналогии с уже известным эндоплазматическим ретикулумом – системой мельчайших мембран цистерн, ответственных за обратимое поглощение ионов кальция внутри мышечной клетки), что означает внутриклеточная электроповодка. Мышечное волокно пронизано мембранами, которые находятся под напряжением в четверть вольта, то сама Природа велела использовать их для передачи электрической энергии. Такая электропроводка резко облегчает ситуацию в тяжело работающей мышце, испытывающей острый энергетический дефицит.
-
-
назад
Наша почта
|