Часть 3  

Встал пошел на кухню, взял чистую, возвращается и сзади как-то пристально смотрит на табу-рет, на котором сидит Учитель. Старик, сидит на полу согнутых ногах, не касаясь табуретки, не выказы-вая ни какого беспокойства.
-Гена! – обратился он. – Сегодня, я решил, что ты, будешь, проводит подведение итогов дня. Са-дись на мое место и возглавь нашу «компанию».
-Что Вы, учитель как я могу, я не достоин, занимать Ваше место, - начал протестовать наш брат.
-Садись, садись не стесняйся, у тебя получится все, как надо, - настаивал Учитель.
Деваться было некуда. Гена с видом клоуна, который хочет продемонстрировать свое «мастер-ство», сел на предложенное ему место и с грохотом проваливается в «собственную» яму, чуть не опроки-нул стол. Мы, все покатились с хохота, от неожиданного кувырка назад.
-Да, видно ты, еще не владеешь удивительным искусством «приподнимания тела» тифан шу, которое заключается в умении регулирования веса собственного тела, - глядя на клоунскую акробатику нашего друга, заметил мастер Лао Чжан.
-В этой истории, я считаю, что распознать подвох Учителю помогла интуиция, способность счи-тывать информацию из окружающей среды и исключительное доверие собственным чувствам, - продол-жил Шифу. - Все перечисленные элементы Духа развиваются при помощи медитации. Нужно помнить, что путь к Духу более медленный, чем путь к энергии и своему телу. Вот поэтому в мире так мало духов-ных боевых школ.
-Шифу, ведь двигательная активность включает в себя все внешние движения. Она не является врождённой, ей необходимо учиться, как ребёнок учится ходить, как в школе «Дракон-Тигр» осуществ-ляется контроль, за качеством приобретенных навыков? – спросил Анатолий Попович.
-Контроль и еще раз контроль, за качеством собственной работы. Эти функции, о которых мы уже говорили – интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная духовная и двигательная – должны быть, прежде всего, поняты во всех их проявлениях, и параллельно с их развитием за ними нужно наблюдать в себе самом, - начал свой ответ Шифу. Такое самонаблюдение, а именно, наблю-дение с правильных позиций, с предварительным пониманием состояний сознания и его различных функций, составляет основу самоизучения, то есть начало психологии гунфу.
Гунфу содержит в себе системы тренировки тела, эмоций, ума и воли, при помощи которых, возможно значительно изменить и развить физические, энергетические и психические качества человека.
Гунфу объединяет в себе духовность и идейность с наукой; научность и современность с религи-ей; гибкость и универсальность мышления с искусством.
-Шифу, вот вы говорите о школе гунфу «Дракон-Тигр». Существуют ли каноны школы, древние свитки, описывающие традицию школы? – задал свой очередной вопрос Анатолий Попович.
-Это вы где-то слышали или читали о древних свитках, или видели в кино, когда две школы враждуют и стремятся получить «Канон тайной передачи стиля». Существует «Канон тайной передачи Лун ху цюань». Это тайное учение о сбережении в теле «трех внутренних драгоценностей» – «семени» цзинь ци, внутренней энергии ци и «Духа», об их сочетании с «тремя внешними драгоценностями» – Лу-ной, Солнцем и Звездами. Это методика «наполнения внутренним усилием пяти верхушек» - обеих кис-тей, стоп и головы, в результате чего боец оказывается как бы «наэлектризован» силой. Но тайна заклю-чена не в тексте, а в том, что стоит за ним, в том отклике сознания, который можно вызвать у ученика этими знаниями.
Школы гунфу занимаются изучением принципов и методов, которые помогают человеку в его развитии. Без традиций нет школы, без школы не может быть эволюции, без знаний нет обучения, без осознанности нет желания.
Сначала нужно выяснить и понять принципы, на которых основаны техника стиля, определить методы подготовки, а затем в течение долгого времени посвятить себя неутомимому гунфу и тогда при-дешь к цели. Существует пять принципов обучения: терпение, труд, дисциплина, самоконтроль и этиче-ское отношение к Миру.
Первое простейшее расчленение структуры школы «Дракон-Тигр» – это деление на внешнюю и внутреннюю работу. Главной задачей внешней работы является соединение качеств рук, корпуса и ног, а внутренней – усилия Духа, дыхания и тела.
Нужно учиться связывать любое действие с силой и перемещением, направлять это действие на конкретную цель, сообразуясь с необходимостью. Надо уметь делать следующее: соединять жесткость и мягкость, силу и скорость, полноту и пустоту, замысел и спонтанность, спокойствие и напряжение, сдер-жанность и вольность, а также науку и чувства, действие и намерение, восемь триграмм, магию пяти элементов и двух полярных сил. Сливать оружие с рукой, руку – со всем телом, свое тело – с телом про-тивника; связывать все движения в бесконечный поток осознаваемых действий; сопоставлять мгновение с вечностью; найти компромисс собственного Духа с Духом Великих Ученых мира сего; объединять уси-лия ученика и Учителя.
-Шифу, как в гунфу формируется тип личности, который называется «человек целостных свойств? – спросил я.
-На китайском языке это звучит цюаньжэнь, а просто, это гармоничное развитие личности. Од-ной ладонью не сделаешь хлопка в ладоши. Для гармоничного развития личности нужны знание многих наук, которые человек может с успехом применять для собственного морального и физического разви-тия. Применительно к гунфу, внешнее множество техники без внутреннего принципа – всего лишь отвага грубого свойства. Тот, кто обладает лишь внутренним принципом без внешней техники, кто думает толь-ко об искусстве покоя (духовной практике) и ничего не знает о способах ведения поединка, проиграет, допустив малейшую ошибку.
«Человека целостных свойств» упрощенно можно представить в виде равнобедренного тре-угольника.


В основании его - наша физическая энергия. Правая сторона – это наши эмоции. Левая сторона – линия нашего интеллекта. Если развивать только одну сторону треугольника, то его равновесие нару-шится. Если человек не занимается физическими упражнениями, то основание треугольника уменьшится, и он станет неустойчивым. «Благородный дух не жизнеспособен в слабом болезненном теле». Дряблые мышцы, приведут, в конце концов, к хилым мыслям, и к прокисшим чувствам. Если все помыслы чело-века сводятся к «накачиванию» тугих бицепсов, а вся логика жизни сводится к нехитрой формуле: «Я прав, потому что сильнее» или «сила есть ума не надо» – то в этом мало хорошего. Если человек живёт только эмоциями, восхищается каждым цветком или расстраивается по пустякам – то вряд ли что-либо путное из этого получится. Гармония должна проявляться, прежде всего, в самой манере поведения.
-Так, это как у А.И. Крылова в басне:
«Быть сильным хорошо, ещё быть умным лучше вдвое.
Кто веры этому неймёт, тот в жизни для себя пример найдет,
Что сила без ума сокровище плохое».

А.И. Крылов, «Лев и человек».
-Вдруг вспомнил я.
-Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совер-шенства, - продолжил Шифу. - Человек обладает врождёнными качествами, которые составляют его сущность. Физические и умственные способности характеризуют его наиболее полно.
-Но, в чем же состоит сущность человека? – включился в дискуссию Мирон.
-Этого вам никто не скажет. Эта та великая тайна, которую должен открыть каждый инди-видуум сам. Это сугубо индивидуально. Хотя, когда мы занимаемся физическими и духовными практиками, то стремимся к самореализации к крохотным моментам осознания себя. Благодаря жизненному опыту, знаниям и чувственному восприятию энергии природы, человек может открыть свою сущность и тем самым познать единство собственного Духа и Матери природы, - снова в фи-лософские рассуждения пустился Шифу. - Сущность человека можно тоже представить в виде тре-угольника с равными сторонами. Этот треугольник опирается на вершину. Противоположная сто-рона характеризует баланс (равновесие) человека в любой ситуации.
Правая сторона треугольника представляет внутреннюю работу организма. Левая сторона – внешняя работа организма.

Недостаточная работа правой или левой стороны треугольника, нарушает общее его равно-весие и человек начинает ощущать неудобства, недомогание, утрачивает своё природное здоровье.
Большой интерес представляет собой взаимодействие двух треугольников, то есть личности и сущности в человеке.
Если у человека с хорошим здоровьем и нормальным интеллектом сущность господствует над личностью, то он не способен к развитию в полной мере, как обладающий сильными личностными осо-бенностями.
Если личность подавляет, превалирует над сущность, то в таких случаях сущность человека ос-тается в полу развитом состоянии. Много умных и симпатичных людей не может выполнить простых физических упражнений, доступных телу человека развитого гармонично.
Гунфу пронизано законом единства и борьбы противоположностей, выраженным в философской концепции инь и ян. Гунфу, как система, способна развить гармоничного человека, рассматривает сущ-ность и личность человека параллельно и не допускает ярко выраженного перерастания одного качества в другое. Это равновесие между личностью и сущностью достигается глубоким изучением человеком себя, через самонаблюдение. Но это самонаблюдение не должно быть пассивным, оно обязано основы-ваться на научных, философских, морально-этических принципах.
-Спасибо Шифу за откровение, - как бы за всех нас поблагодарил Анатолий Попович, - но нам предстоит решить ряд проблем, которые поставило перед нами руководство Воздушно-десантных войск СССР. Сейчас остро стоит проблема повышения боеспособности солдат, особенно в рукопашном бою. Нам предстоит разработать и продемонстрировать наиболее эффективные приемы рукопашного боя, которые могут послужить базой для подготовки наших солдат. В


назад
Наша почта



Hosted by uCoz