"Семинар" Отрывок из книги "Био+физика+гунфу" старшего инструктора филиала Школы "Тигр-Дракон" в Киеве Владимира Дягилева  

Семинар

В этот год Ленинград принимал участников Всесоюзного семинара тренеров по каратэ. Съеха-лись представители со всех Советских Республик.
К тому времени Запад, а за ним и Советский Союз обнаружил в недрах дальневосточной циви-лизации феномен боевых искусств. Воинские искусства Востока с триумфом шествовали по миру, завое-вывая миллионы поклонников. В бывшем Советском Союзе получили распространение и прижились в основном японские стили боевых единоборств Дзю-до, Каратэ-до, Айки-до, Дзю-дзюцу (Джиу-джитсу) и другие не менее популярные виды.
В нашей стране развитие восточных видов единоборств было сложным и неоднозначным. В на-чале энтузиастов, стремящихся овладеть всем комплексом физического, философского, этического и эс-тетического наследия боевых искусств поддерживали и поощряли. Затем власти обрушили на них гоне-ние. Но запретить «науку жизни» было уже невозможно, так был велик интерес молодого поколения, приобщиться к единой, культурной традиции ареала Восточной Азии, к многовековому наследию.
В годы строительства развитого социализма, необычно обострился интерес, своего рода болез-ненное тяготение ко всему «разумному, доброму, вечному». И ничто не может служить целям оздоровле-ния общества, чем глобальное учение боевых искусств, разветвленная и всесторонне разработанная мно-гими поколениями мыслителей «наука о человеке». Все это находило глубочайшее отражение в сердцах и душах молодого поколения 70-х. Если учесть, что в сферу восточных боевых искусств, входят пробле-мы религии и философии, этики и эстетики, психологии и медицины, физкультуры и спорта, то каждый желающий мог прикоснуться к единому комплексному учению. Универсальная система во всех ее бес-численных разновидностях благотворно влияет на все проявления жизнедеятельности человека: слабому дает уверенность в своих силах, сильного делает еще сильнее и добрее, а главное лучше, больного изле-чивает – и каждому предписывает правильный образ жизни применительно к индивидуальным особенно-стям. Эти искусства предназначены для стариков и детей, мужчин и женщин, здоровых и больных.
Боевые искусства, пришедшие к нам с Востока, были восторженно и безоговорочно приняты всем трезво мыслящим населением, и спортивное руководство СССР, приложило много усилий для раз-вития спортивного направления восточных единоборств.
Целью подобных аттестационных семинаров было: выявить наши тренерские ресурсы и по воз-можности привести к единому знаменателю разнообразные стилевые направления боевых искусств, объ-единив их под флагом спортивного каратэ. Нужен был опыт подобных мероприятий. Для этого на семи-нар пригласили японских специалистов и наших, которые получили подобный опыт за границей. Семи-нар проводился в Олимпийском спортивном комплексе. Практические занятия с отработкой техники за-щиты и нападения, с разучиванием технических комплексов ката чередовались, с теоретическими лек-циями. В систему подготовки были заложены мало изученные
настороженно, с изрядной долей скептицизма и опасений. Например, когда японские мастера пытались демонстрировать свои феноменальные возможности посредством сосредоточения энергии Ки, при выполнении тамэси – вари «проба сил» на разбивании твердых предметов в каратэ. Занятия боевыми искусствами на любом уровне есть процесс бесконечного восхождения к высотам совершенствования тела и духа.

Встреча с Учителем

Все старались подражать японским мастерам, как можно четче выполнять приемы защиты и на-падения. Среди всей группы участников семинара выделялись представители Средней Азии. Одного из них звали Есен Исмаилов из Киргизии. Каждый семинарист должен был продемонстрировать все свое умение, а также показать силу удара. Когда очередь дошла до Есена, он выбрал раскалывание подвешен-ных на веревке нескольких досок. Стал в позицию «всадника», выполнил только ему известные дыха-тельные упражнения и молниеносным ударом пальцами правой руки разбил эти доски. Сложность этого трюка состояла в том, что доски не на что не опирались, а висели в воздухе и разбить их можно только обладая импульсным, резким ударом.
Успешно сдав все тесты и получив документы на право преподавания каратэ, закончился мно-годневный аттестационный марафон. До вылета самолета оставалось еще несколько часов. Это время наша киевская группа спортсменов решила посвятить осмотру исторических памятников северной сто-лицы. Прежде чем соприкоснуться с прекрасным, решили пообедать в ближайшей столовой.
Зашли в кафе на Невском проспекте, заняли очередь, стоим беседуем между собой. Из общего шума долетел до моего слуха знакомый акцент. Присмотрелся и увидел Есена, со своими друзьями, они стояли впереди нас и уже подходили к кассе. Вдруг наше внимание привлекло появление четырех пар-ней, видимо местных завсегдатаев. Всех шокировала бесцеремонность, с которой эти парни втиснулись со стороны кассы за ограждение раздаточной и оттеснив Есена, передавали тарелки, и чашки своим на-парникам за ближайший столик. Неуклюжим движением один из них уронил поднос с хлебом на пол и грубо выругавшись, отфутболил, упавшие куски под прилавок, потребовал у раздатчицы нарезать еще.
-Молодой человек, так с хлебом не поступают. Хлеб – это душа Земли, - сделал, замечание на-глецу, Есен.
-Ты, еще учить меня тут будешь, «чурка косоглазый», - с бранной речью накинулся, на него по-донок.
Его приятели за ограждением тоже подключились. Один из них, который был выше Есена на голову, быстро наколол вилкой кусок упавшего хлеба с пола и попытался ткнуть им в лицо.
-На жр…, - не успел договорить, нападавший.
Зажатый в тесном пространстве, Есен круговым движением захватил руку нападавшего с вилкой и резко дернул вниз, а затем вверх. Послышался хруст, вывихнутого сустава. Парень взвыл от боли. Од-новременно сделал быстрый выпад в сторону тех двоих. Перемахнуть через ограду и рвануться на по-мощь, было для меня делом нескольких секунд. Подцепив лодыжку противника подсечкой, я заставил его грохнуться на пол. Третий нападавший, ну как в кино, получил удар Есена открытой ладонью в грудь, юзом отлетел назад, с размаху боднул ограждение головой, тяжело рухнул на пол.
Представившаяся взору прибывшей милиции картина смахивала на нелепую случайность: - Один посетитель кафе на чем-то подскользнулся и уселся на собственный борщ. Причем почему-то дер-жался он не задницу с торчащим осколком тарелки, а за грудную клетку с явно сломанным ребром, двое других тоже, наверное, подскользнувшись, ударились об ограждение, один подбородком, другой перено-сицей. Правда, четвертый жалобно стонал с явно уж неестественно вывернутой рукой.
Всех участников доставили в ближайшее отделение милиции. Товарищ майор всех внимательно выслушал.
-Я, думал, что в городе – герое Ленинграде, перенесшем блокаду и ужасы войны, знают цену хлеба, - ответил Есен на вопрос, что же случилось.
-Меня мой учитель воспитывал, старый китаец о хлебе говорил так: «Хлеб пекут женские руки. Это Руки Матери! Это Ее труд! Это Ее Боль! Это Ее слезы! Это Самоотверженная Любовь к Детям! Не дай Бог! Не дай Бог хоть крохе хлеба пропасть!!! Нельзя пропасть труду Матери!». - Поэтому, я защи-щал труд и любовь каждой матери испекшей этот хлеб. Жестоко, может быть, но, подняв руку на хлеб, значит, поднял руку на Мать. Удержаться было выше моих сил. Да и зачем нам нужны силы, если мы не сможем защитить самое дорогое.
То - ли это объяснение затронуло патриотические чувства ленинградского майора, то – ли по-могли наши свидетельские показания, но Есена быстро отпустили с миром.
Прощаясь, Есен подошел к тому, у которого была вывихнута рука. Тот съежился.
-Не бойся, ты сейчас для меня пациент. Я, причинил тебе боль, я ее и успокою.
Взял нежно парня за руку, как-то, что-то покрутил, куда-то надавил и о «чудо» рука стала на ме-сто. Лицо потерпевшего засияло улыбкой. Он извинился, и чувство искреннего стыда загорелось на его щеках.
Взволнованные и голодные мы всей гурьбой отправились в аэропорт «Пулково» на свои рейсы.
Анализируя произошедшее, я все больше понимал, Есен проявил себя как настоящий мастер, но тогда и не подозревал, что мимолетно соприкоснулся с Шифу, моим будущим Учителем.
Наша группа энтузиастов восточных единоборств, сложилась еще в студенческие годы. Среди нас были будущие инженеры строители, авиаторы, экономисты, архитекторы, медики, китаеведы и, ко-нечно же, рабочие. Всех нас объединяли действительные ценности, лежащие в основе всего комплекса воинских искусств Востока.
Каждый из нас задавал себе вопрос: зачем это нужно? Одним для достижения уверенности в се-бе, другим – выиграть первенство, третьим – чтобы научиться драться, четвертым понять Дальневосточ-ную традицию через могучий философский пласт. Был выработан неписаный кодекс чести: никогда не вступать в бой без благородной цели. Боевое искусство – оружие разрушения, но для нас оно было ору-дием созидания, созидание самого себя, своего тела и духа, его Формы и его Содержания.
Прошло несколько месяцев после ленинградского семинара, как поползли слухи о том, что в России вышел «Указ о запрете преподавания каратэ». Украина с подобным «Указом» не торопилась, выжидала.
На одной из совместных тренировок, которую проводил известный мастер каратэ Клеман Ян-дома, выходец из Конго, мы встретились с Анатолием Поповичем (ныне президентом Всеукраинской Федерации Боевых Искусств). Наши стили и манеры ведения боя разительно отличались, но это не ме-шало, а вызывало, взаимный интерес и было предметом общения. Он, как бы присматривался к нам.
-Советский Союз, оказывает интернациональную помощь Афганистану. Высшее руководство Воздушно-десантных войск поставило задачу перед специалистами восточных единоборств о развитии рукопашного боя. Для этого необходимо разработать и продемонстрировать различные приемы ведения рукопашного боя, с применением всех доступных подручных средств, - начал разговор Попович. - Нужно разработать защитное оборудование для ведения поединков в полный контакт без ограничений.
-Это как у средневековых воинов: шлем, доспехи, булатный меч и верный конь, - спросил я.
-Ну, не конь, а БТР, - продолжил собеседник. Предстоит большая работа и мне поручено создать такую рабочую группу, которая смогла бы решить эту задачу. Вы согласны?
-Предложение очень интересное, но нам нужно время, чтобы обсудить это в своем коллективе, - как бы за всех, ответил «профессор». («Профессор – прозвище нашего друга, которое мы ему дали, учи-тывая его возраст, особую логику ума, острый английский юмор, да и диссертацию он писал в то время по экономике).
-Я, не тороплю, но время не ждет, - подытожил Анатолий Попович.
Наши ежедневные тренировки стали проходить с еще большим рвением. Через некоторое время зал опять посетил Анатолий Попович, но теперь он был не один, а вместе с Есеном Исмаиловым. Радость от встречи с мастером Гунфу, была безграничной. Сели пить чай и беседовать о том, что нужно сделать для развития рукопашного боя в ВДВ. Оказалось, что Есен Исмаилов тоже получил подобное предложе-ние. Решили объединить свои усилия. Шифу стал рассказывать о методах тренировки по школе «Дракон – Тигр». Беседа переросла в много часовую лекцию, темой, которой было «учение о деятельности био-энергии ци» – цигун, а также работа со стихиями, которая базируется на сакральных представлениях о «пяти стихиях» (дерево, огонь, земля, металл, вода) и их роли в жизни на Земле, в циклическом ходе бес-конечных перемен, затрагивающих все сущее.
-Шифу, что такое гунфу, или как правильно кон фу, кунг фу, фу фу, му фу? – спросил Владимир Величковский, весельчак, юморист и балагур, человек, обладающий утонченным чувством прекрасного.


Что же такое Гунфу?

-Вот у Вас на Украине, жители сельской местности и столицы произносят одни и те же слова по-разному. Говор западных украинцев разительно отличается от говора восточных, но всех объединяет литературный украинский язык. То же самое и с китайским языком.
Скорее всего, термины - уродцы типа кунфу, конфу пришли в западные языки благодаря непра-вильному прочтению транскрипции, с какого-нибудь романского языка. Например, с французского.
Образованными людьми гунфу понималось как “подвижничество”, достижение “предела” в лю-бом высоко - достойном виде деятельности. Но главный смысл гунфу - постижение тайн мироздания, существование человека в гармонии с его законами. Входящий в слово гунфу иероглиф гун, толковался, прежде всего, как “подвиг”, “высокое деяние”. Но он означает так же “действие”, “работу”, - начал свое разъяснение Шифу.
-Шифу! Я несколько лет изучал японский язык и китайские иероглифы. Самое ценное, что мне удалось приобрести от этих занятий, так это проникновение в смысловую этимологию иероглифа.
Иероглиф гун, состоит из трех черт, верхней горизонтальной, символизирующей небо, нижней горизонтальной - землю и вертикальной черты, соединяющей первые две, которая подчеркивает взаимо-действие неба и земли. Это взаимодействие древними китайцами воспринималось, как проявление рабо-ты в виде природных явлений (осадков, молнии, ветра, урагана, грозы и тому подобное), а также работа, которую выполняет растение при росте от земли вверх к небу. Но вся эта работа должна управляться и направляться дее-силой. Поэтому с права стоит иероглиф сила. Второй иероглиф обозначает «Совершен-ный, благородный муж» (Цзюньши). Знания, мастерство, которого настолько велико, что он в своем мо-гуществе и умении достиг вершин неба. Изображается этот иероглиф в виде человека с широко расстав-ленными ногами и разведенными руками в стороны, подчеркивая его величие. Верхняя часть этого ие-роглифа пронизывает горизонтальную черту, символизирующую небо. Поэтому в целом гунфу можно перевести, как мастерская, искусная работа.





ГУН ФУ

-Да, можно и так, - согласился Шифу. Раньше в народе и в китайской культуре слово гун обо-значало способ приобщения к могуществу природных и духовных сил, а чтобы их приобрести, нужно работать тренироваться, упражняться и овладевать духовными практиками. Поэтому еще одно значение гун, просто «упражнение». В народной культуре термином гунфу стали называть те виды практики, в которых общение с природой играло особую роль, а также наименованием высшего мастерства, достиг-нутого самоотверженным трудом.
Ныне это понятие часто толкуется как обозначение усилий и времени, затраченных на овладение мастерством цигун и ушу.
Например, система Фын по школе «Дракон – Тигр», это строго выверенная методика, учитывает сезон начала работы, время суток, выбор места для занятий, тип и ритм дыхания, а также принципы пра-вильного питания, и все это для привлечения природных сил с целью оздоровления человека.
Гимнастические упражнения, зародившиеся в Тибетской традиции оздоровления и омоложения человеческого тела, а также в лоне даосской йоги, со временем разделились на два направления – оздоро-вительное и военно-прикладное, которые, впрочем, имеют немало точек пересечения.
Важное направление оздоровительной гимнастики, включающее разнообразные методы, обо-значается общим понятием даоинь (растягивание и сжимание тела). Вместе с дыхательными упражне-ниями их нередко называют также нейгун (внутренняя деятельность), а в самом общем значении гунфу то есть « усердная работа», «старательная тренировка».
Особую популярность и общекультурную значимость понятие гунфу приобрело в школах меди-тативного «внутреннего искусства» (нейгун) и в одном из направлений боевых искусств - ушу, известном под названием «внутренняя семья» (нэйцзя). Они сочетали пассивно-медитативную практику с физиче-скими упражнениями, гигиеническими предписаниями и были нацелены на «пестование природных свойств», «просветление изначального лика» человека. Целью, их занятий было – аккумулировать в ор-ганизме жизненную энергию, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиоло-гических и психических процессов в организме. Слово гунфу употреблялось в двух основных смыслах: высшее откровение на пути самопостижения, обретение мастерства как способности духа принимать чудесности мира и доверять ему; совокупность времени и усилий, затраченных на достижение такого мастерства.
В ушу гунфу в связи с этим понималось как проникновение во внутреннюю изначальную приро-ду вещей и явлений через практику боевых искусств, в результате которой постепенно преодолеваются «внешние формы» и рождается истинное «внутреннее, духовное искусство».
Со временем под гунфу стали понимать вообще боевые искусства и традиционные системы пси-хофизиологической саморегуляции (цигун). Например, с помощью цигун («жесткого» типа) тело приоб-ретает способность выдерживать немыслимые перегрузки. В большей или меньшей степени к практики цигун обращались все образованные люди, поскольку без овладения ци считалось невозможным зани-маться ни каллиграфией, ни живописью, ни поэзией, ни астрономией, ни фехтованием, ни стрельбой из лука.
Под гунфу понимаются также конкретные методики тренировки, например - комплекс методов укрепления костей, мышц, сухожилий, отработки ударов, раскрытие энергетических особенностей орга-низма, воспитание жесткости и мягкости, а также «работа со стихиями». Функция пяти первоэлементов и их значение для человека в разных школах трактовались по-разному, а набор соответствующих упраж-нений сильно варьировался в зависимости от той или иной системы цигун, - закончил свои пояснения, термина гунфу, Шифу.
Теперь все это предстояло увидеть.
Первая совместная тренировка началась с комплекса дыхательных упражнений. Затем Шифу продемонстрировал базовые упражнения школы «Дракон – Тигр», так называемые «звериные» стили. Мягкие, крадущиеся перемещения в стиле «тигра», очень низкие стойки, чередовались с резкими выпа-дами и страшными ударами «тигровой лапой». В стиле птицы Шифу делал упор на правильную позу, чувство равновесия. Этот стиль напичкан обилием высоких стоек, перескоков. Движения проходили в самых неожиданных ракурсах в виде серии широких ошеломляющих махов и зигзагообразных движений. Атака, как правило, заканчивалась сложенными в пучок пальцами наподобии клюва. Стиль «змеи», заво-раживал такой гибкостью, будто тело Шифу было полностью лишено костей. Неожиданно серьезное выражение лица Шифу сменили гримасы и ужимки. «Перевоплотившись» в обезьяну он полностью рас-слабился. Удары в стиле «обезьяны» были необычайно разнообразны и уникальны. Обезьяна – шлепала с размаху, била костяшками пальцев, чесалась за ухом, пиналась, выполняла поразительные прыжки и да-же сальто. Перемещения обезьяны в раскачку и ее позы говорили, что она занята больше собой, чем ок-ружением. Она была постоянно в движении ни секунды на месте. Необыкновенная подвижность, есть характерная черта стиля «обезьяны», которую как настоящий клоун продемонстрировал Шифу. В завер-шении демонстрации мастер перешел к стилю «дракона». Широко расставленные руки в виде «пасти дракона» вращались по замысловатой траектории. Удары типа рука-копье вылетали со скоростью молнии из шарообразного вращения.
-Ученик школы должен мысленно перевоплотиться в зверя или птицу и вести себя так, как мог бы вести себя тигр, дракон или обезьяна, если бы он «переселился» в тело человека.
В каждом «зверином» стиле мельчайшие нюансы поведения животного проанализированы на «энергетическом» уровне и увязаны с общими положениями теории боевых искусств. Боевые навыки отдельного животного, а иногда и двух, например, в школе «Дракон-Тигр» как бы накладываются на классические схемы движений соотнесенные с триграммами и гексаграммами «Книги перемен», с зодиа-кальной космологической символикой, с «пятью первоэлементами», с учением об энергетических мери-дианах. Таким образом, каждый «звериный» стиль есть часть целого, единого гигантского комплекса психофизического тренинга, - поучал учитель.
После непродолжительного отдыха, приступили к поединкам. Шифу сразу предложил работу против нескольких противников.
Анатолий Попович и я, выполнили приветственный поклон и стали в боевые позиции. Я, сразу же бросился в атаку на Шифу, рассыпая серию мощных и быстрых ударов. Молодость и напор были главным моим оружием. Для многих моих противников этого было бы достаточно, чтобы сокрушить их. Шифу, мягко блокировал мои выпады, сделал обманное движение, звонко залепил открытой ладонью в ухо. Тысяча колокольчиков зазвенели у меня в голове. Попович пустил в ход стиль змей, пытался уязвить нашего «противника» в открытые места. Замысловатые перемещения мастера спутали наши планы. Те-перь мы взяли его в «клещи» и не сговариваясь атаковали одновременно, пытаясь применить приемы, которые знали. Сделав резкий выпад к ближайшему противнику Шифу завертелся как волчок и только реакция, и высокий прыжок спасли меня от падения на пол. Мой партнер не отставал, постоянно атако-вал. Наши совместные действия превратились в сплошной клубок ударов, блоков, подсечек, кувырков. И каждый раз наш противник умудрялся уклониться, поставить блок, перейти в контратаку, быстро пере-мещаться и менять стили защиты и нападения. Вдруг Шифу остановился, и сделал вид, что «читает кни-гу». Мы собрались с силами и вновь обрушились на него. Я попытался нанести удар в грудь, но открытая «лапа тигра» остановила кулак. Туже последовала серия точечных ударов по предплечью, плечу, ключи-це и обхватывающее движение вокруг шеи прервало мою атаку. Руки как-то странно онемели и я, вне-запно утратил всякую способность защищаться. Напарник, видя мое затруднительное положение, актив-но бросился в атаку, но замысловатым приемом был мягко повержен на пол. Все замерли в приветствен-ном поклоне.
Совместную тренировку завершили, восстановительными дыхательными упражнениями.

Психология ГУНФУ.

-Шифу, у нас давно возник вопрос, из двух мастеров разных стилей кто победит, например мас-тер по стилю «обезьяны» или «змеи»? Какой стиль предпочтительнее? – задал я вопрос, после того как мы перешли к чайной «церемонии».
-Вопрос мне понятен, хотя задан он не совсем корректно. Я, показал несколько стилей, их воз-можности и разнообразие, а также их взаимодействие. Суть ответа на вопрос в том, что неважно, каким стилем ты работаешь, а важен уровень мастерства, которым владеешь. Чем выше класс бойца, тем изо-щреннее методы нападения и обороны, тем глубже расчет, тоньше психологическая борьба. В единобор-стве чувство взаимной опасности соперников образует один из внутренних планов их поединка. Мастера любого стиля невозможно победить атакой «в лоб». Победить – значит запутать, сбить с толку, поймать на обманное движение, неожиданным действием поставить в тупик. Очень важно умение предугадать намерения противника и маскировать свои собственные – одно из наиболее важных качеств бойца. А владение в совершенстве несколькими стилями облегчает эту задачу.
-Вот это чувство опасности или рефлексивная борьба, о которых вы говорили, нам хорошо из-вестна, и которое является важнейшим «измерением» в психологии поединка. Существуют ли методы специальной психологической подготовки бойца.
Шифу, загадочно улыбнулся, выдержал паузу и сказал.
-Представьте себе наше житье с Учителем Лао Чжаном. Горы, лес, шалаш на дереве, горная ре-ка. Вечером за ужином Учитель объявляет: «Завтра день боя». Это значит, что всю работу по «хозяйству» нужно выполнять в состоянии постоянной готовности к поединку. Несу, два ведра воды, неожиданно вдруг выскакивает Учитель из кустов и без предупреждения атакует меня шестом. Палка в его руках сви-стела как пропеллер. Только успевал, правда, не всегда удачно по началу, уклоняться от его ударов. Вед-ра с водой опрокидывались, все приходилось начинать сначала. Рублю дрова, чтобы развести огонь и приготовить обед. Свист меча над головой, невероятная гибкость проявляется во всем теле, чтобы избе-жать ударов вынужден совершать повороты с большой амплитудой. Так начинается бой топор против меча. И так целый день, а вечером старик упрекает, что обед не вовремя приготовил или воды мало нано-сил. Или разбудит ночью и заставляет отрабатывать прямой удар кулаком в доску, в которую вбиты гвоз-ди. Но сами гвозди закрыты листом газеты, расстояние до них от листа 1-2 сантиметра. Нужно бить так, чтобы «разбить» газету, но не пораниться. Однажды, мы рыли яму, чтобы отрабатывать прыжки, это так называемая «работа с ямой» по стихии «Земля», а также для хранения продуктов. Когда яма была доста-точно глубокая, выше человеческого роста и я, находился там, старик бросил в низ большую, как мне показалось змею. В мгновении ока, прыжком, я оказался наверху.
-Проще было договориться с ней, чем проявлять такую прыткость, - пробурчал старик.
-С кем договориться и как договориться? –переведя дух, спросил я.
-Ничего, дай время, научишься и понимать, и дружить. Ведь они, братья наши меньшие, «Учи-теля» наши. Главное наблюдай, постарайся уловить, как действует поток ци в их организме, как он за-ставляет змею – извиваться, скручиваться кольцом или оплетать, жалить и душить жертву.
-Как-то весной, пошли мы с Учителем в горы, трав насобирать, кореньев. Цветы горные на фоне зеленой травы, запахи медовые, красота, благодать. Привел он меня в какую-то пещеру: «Ты посиди здесь, а я за водой к водопаду схожу», - сказал он. Хотя готовить пищу, носить воду, это моя работа. Ну, думаю, отдохну, расслаблюсь. Осмотрелся, ничего так себе пещерка, сухая. Вдруг вижу, что-то в метрах двух от меня шевелиться. Присмотрелся, клубок змей и как-то стройными рядами они поползли ко мне. Сижу не шелохнусь. Они все ближе и ближе. Сижу! Они возле ног, уже по ногам ползут. Приходит ста-рик, видит мое оцепенение и говорит: «Ну, что подружился, не скучал?» Я уже взмок, стараюсь рассла-биться. Они эти «друзья наши» уже по телу, по шее, по голове ползают. Ну, не жалят и хорошо! Я же их не кусаю, не обижаю. Да же приятное чувство появилось от их тесного контакта. «Успокоился», они та-кие гибкие, упругие, сильные и даже «симпатичные». Стал их снимать с себя, не возражают. Освободил-ся и не отводя глаз от этого скопища, ретировался из пещеры. Старик внимательно наблюдал за пред-ставлением: «А, как змеи находят друг друга, ты знаешь, Есен? – спросил он.
-Ну, как, это самое…
-По запаху. Сегодня утром я делал тебе массаж и намазал твои ноги и тело секретом из железы самки. Они, тебя приняли за своего и вреда причинить не могли. В этот период они спариваются и их сердца наполнены «любовью».
-А, как же этот клубок в пещере?
-Это я с ними «договорился».
-Вот так чувство опасности или как вы говорите, рефлексивную борьбу воспитывал во мне мой Учитель, - отхлебнув глоток чая, подытожил Шифу.
-Психология гунфу, ведь это не только воспитание боевого аспекта. Это, прежде всего раз-витие гармоничной личности.
Гунфу, как «наука жизни», является одним из возможных путей развития человека, построенном на знании законов природы и их использовании в тренировках, и в повседневной жизни. Гунфу – это путь раскрытия возможностей человека, дающий ему новые духовные, эмоциональные, интеллектуальные и физические силы, - включился в разговор Анатолий Попович.
-Слово психология составлено из двух греческих слов – «психэ», то есть душа, психика и «ло-гос» – учение. Наука психология, изучает механизмы и законы, жизни души, и Духа. Хотя, современная психология не раскрывает смысл души и Духа, а скорее описывает поведенческую мотивацию человека в различных ситуациях - подхватил тему, я.
-Даосский принцип подхода к изучению психологии гунфу, раскрывает смысл души и Духа. Рас-сматривает их в целостности с телом человека, которое является обителью души и служит возрождению Духа, охватывает три уровня человеческого существа:
-физическое тело;
-энергетическое тело - «душа»;
-Дух.
Условно психологию гунфу можно разделить на три категории:
первая – системы, которые изучают человека, таким, какой он есть;
вторая – системы, изучающие человека с точки зрения его возможного развития, то есть эволюции;
третья - системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Таким образом, с древних времен, психология гунфу, соединяет в себе научный подход и прак-тическую деятельность. Основана она на изучении принципов, законов и факторов возможного развития человека, - стал объяснять Шифу.
-Из чего складывается эволюция человека, ставшего на путь гунфу? Какие необходимы условия для его развития? – задал я вопрос.
-Когда человек рождается, он получает от своих родителей и природы всё необходимое для сво-его физиологического развития. Все возрастные изменения происходят в нём независимо от его воли, подчиняясь законам наследственности и естественного отбора. Таким образом, природа развивает чело-века только до определённого момента, а затем его совершенствование зависит от его собственных уси-лий. Чтобы измениться внешне, нужно, измениться, внутренне, - а чтобы измениться внутренне нужно измениться внешне – это основной принцип развития тех качеств и черт человека, которые обычно оста-ются неразвитыми и не могут развиться сами по себе. Древняя мудрость гласит: « Что снаружи – то и внутри и наоборот».
Тысячелетний опыт развития гунфу, как воинского искусства, показывает, что для достижения определенного состояния психики, например, во время ведения боя или во время выполнения техниче-ских комплексов энергетической направленности, следует придерживаться его первого закона – «закона согласованности инь(-) и ян(+), то есть достижения равновесия (баланса) на четырех уровнях:
- физическом;
- энергетическом;
- эмоциональном;
- интеллектуальном.
Органическое ощущение различия между силами инь и ян должно дать мастеру безошибочность в действиях. Так, опорная нога будет ян, расслабленная – инь, прижатая рука –ян, вытянутая для блока – инь. Внутреннее чувство, позволяющее всегда различать ян и инь, дает возможность правильно, реагиро-вать на любое движение противника, противопоставляя инь – ян в нужный момент и в необходимом ка-честве. При этом все движения осуществляются спонтанно, без малейшего торможения, и течение энер-гии ци направляется «очищенным» духом – разумом.
Человек был создан в гармонии с природой. В полях, лесах и горах существуют силы, способные поддержать человека в любой момент. Из всех существ на этой планете, лишь человек наделен способно-стью, размышлять. Человеку стоит использовать свой разум для того, чтобы с его помощью отвернуться от своей инстинктивной похоти и жадности, обратив лицо к солнцу святости.
Мастера гунфу говорили, что только тот, кто постигнет суть взаимосвязи инь-ян, пяти стихий у син, восьми магических комбинаций ба гуа, сможет познать энергию и Дух в себе самом, то есть сущ-ность человеческой природы.
Нужны определённые условия и усилия со стороны самого человека, а также знание методов или помощь тех, кто начал подобную работу раньше, - не перебивая рассказчика все слушали с внимани-ем.
-Развитие человека – это результат его личных усилий, не так ли, - снова в разговор включился мастер гунфу и знаток вьетнамских стилей, Попович.
-Прежде чем приложить усилия, человек должен взглянуть на себя как бы со стороны и спро-сить, что он знает о самом себе. Зачем? Зачем он существует? Если он сможет ответить на вопрос о при-чине своего существования, тогда найдет смысл своей жизни. Это даст ему возможность оценить свои силы и реально ощутить то, чем он обладает в данный момент. Как только человек начнёт осмысление своего внутреннего состояния и знаний о себе, в этот момент начинает проявляться его сознание. К этому моменту у человека должно проявиться внутреннее желание управлять своим сознанием. Даже простая попытка заглянуть вовнутрь требует невероятных количеств энергии. Ни у одного нормального человека не хватит выносливости, чтобы проделать столь долгое исследование.
-И, что вы предлагаете, - спросил Александр Савченко.
-Не торопись, Саша. Единственная настоящая ценность содержится в непосредственном впечат-лении. Наша жизнь – это время, отпущенное для обучения. Чтобы добиться реализации, человек должен заниматься всю свою жизнь, - продолжил Шифу.
-Учиться, тренироваться, развиваться, как завещал великий Ленин, - придумал каламбур Вла-димир Величковский.
-Вот именно так! В школах гунфу знания передаются от наставника к ученику при непосредст-венном контакте, через беседу, общение, тренировку. Но большее время на овладение силой этого знания ученик тратит в ежедневной, самостоятельной работе. В этот момент нет лучшего учителя для человека, чем он сам. Наши тела, воображение и дыхание представляют собой единственные имеющиеся в нали-чие инструменты, с помощью которых мы можем начать заниматься собственным совершенствованием. Более глубокие состояния и мощные силы невозможно удержать одним махом. В начале мы должны ис-пользовать те части тела – себя, которые проще всего подвергнуть сознательному контролю. Только осознанное, чувственное восприятие даёт человеку возможность оценить истинность знаний, в совокуп-ности с наукой опирающейся на духовно-этические принципы.
-Да, с этим трудно не согласиться, - вступил в разговор я. - Практические занятия гунфу требуют длительных усилий и много времени для овладения навыками управления человеком своим телом и соз-нанием. Важны методики овладения или приобретения какого-либо качества. Как они строятся?
-А, строятся таким образом, что дают возможность как можно чаще возвращать человека в со-стояние осознанности поведения, с целью осознать свою сущность.
Практикой гунфу определены требования повышенной концентрации внимания на скрупулёзном исполнении технических принципов, форм статики и динамики. Это внешняя сторона техники. Внутрен-няя сторона определяется ощущением равновесия, и чувственным восприятием, энергетической напол-ненностью всего тела, а также контролем, за движением внутренней энергии ци по каналам.
С помощью ощущения устойчивости в стопах, правильной постановки тела, возникают внут-ренние ощущения низа живота или «киноварного поля». Чувство монолитности охватывает всё тело. Но при этом тело расслаблено. Эмоции радости и внутреннего спокойствия охватывают вашу душу. Ум го-тов воспринять любую информацию, попадающую в перцептивное поле органов чувств, и мгновенно на неё реагирует, но при этом постоянно следит за внутренним состоянием человека.
Отсюда можно сделать вывод, что сознание может быть «непрерывным и контролируемым», с помощью усилий направленных на открытие пяти центров тела человека:
-физического;
-энергетического;
-эмоционального;
-духовного;
-интеллектуального.
Гунфу помогает открывать эти центры на начальных этапах развития человека. Преодолев пре-пятствия на своём пути, человек приобретает новые духовные силы, а также контроль над своим созна-нием.
Человек, следующий законам гунфу, освобождает себя от невежества, занимаясь самоизучением.
-С чего должно начинаться самоизучение, - уже не отставал я.
-Что, мы знаем о процессах мышления? Как формируются чувства? Как работают внутренние органы их взаимодействие? Что такое энергетические ресурсы организма? Как тело движется в простран-стве? Какие законы природы и явления существенно оказывают влияние на организм и в целом на фор-мирование личности и ее сущности? Все эти главные функции необходимо изучать и понять, - своими вопросами озадачил нас Шифу.
-Так это нужно получит образование: в институте «Мозга имени В.М. Бехтерева», закончить «Медицинский институт» и попутно «Институт Физической культуры и Спорта», - обрисовал научную «перспективу» я.
-Ну, и что вам мешает. Стремление к знаниям извечно заложено в природе человека. Необходи-мо учиться и собирать жизненные впечатления, чтобы избавиться от тупого окоченения разума. Знания нужны для того, чтобы уметь ими пользоваться, решая парадоксы и противоречия, которые неизбежны на жизненном Пути, - так ненавязчиво проводил свой урок Шифу.
-Шифу, за многовековую историю развития гунфу, как воинского искусства, многие мастера разработали и подарили миру, великолепное теоретическое наследие, - начал я, свой вопрос. – Как в школе «Дракон-Тигр» изложена концепция гармоничного развития человека?
-В нашей школе традиционно воинские искусства не разделяются на внутренние и внешние системы, - начал свою «лекцию», Шифу. - Они включают в себя изучение традиционной и восточной медицины, боевой техники или внешней работы и внутренней энергетической работы, состоящей в свою очередь из физического и психического дыхания, из мыслительной или интеллектуальной (ментальной) работы в сочетании с медитацией.


Назад
Наша почта



Hosted by uCoz